Отопластика: от простой коррекции к сложным задачам
Абсолютному большинству пациентов отопластика представляется, хотя и своеобразной, но достаточно легкой и не травматичной операцией, по сложности не превосходящей, пожалуй, хирургию аппендицита. Однако, как и любое другое хирургическое вмешательство, эта процедура имеет определенную специфику и особенности реабилитационного периода, обладает широкими возможностями для достижения эстетичного результата, о которых, как и о возможных рисках, стоит узнать пациенту еще до того, как он доверит свое здоровье и красоту врачу. Мы представляем вам экспертное мнение пластического хирурга Александра Жукова, ответившего на наши вопросы по операции отопластики.
- Александр Юрьевич, расскажите, какие риски связаны с этой операцией?
- Форма уха естественный образом создается за счет хряща, и крайне важно провести операцию максимально точно, ведь в случае возникновения после операции воспалительных процессов в хряще, уши не смогут сохранить форму и станут такими же, как у борцов, то есть по форме будут похожи на «пельмени». Также эффект «висящего» уха нередко получается в результате отсутствия своевременного лечения гематомы у спортсменов в результате чего воспаления в хряще становится способны приводить к деформации ушной раковины. Если определенными мерами это не вылечить, можно получить деформированное ухо. Таким образом, в общем-то несложная операция может привести к трагедии.
- В каком возрасте стоит делать пластику ушей?
- Вообще это очень индивидуальный вопрос, но вообще уши - такая зона, которая может оперироваться уже в очень юном и даже детском возрасте. По опыту большинства пластических хирургов, пациенты-дети в итоге сами просят своих родителей «сделать что-то с их ушами», потому что из-за неаккуратной формы или наличия прочих дефектов ушей зачастую попадают в неприятные ситуации и подвергаются насмешкам со стороны одноклассников. Если же по какой-то причине отопластика не проводится еще в детстве, как правило, таких пациентов эта проблема беспокоит все в меньше степени во взрослой жизни. К тому же ослабление интереса вызывается более лояльным отношением взрослых коллег, а правильный подбор прически вообще может сделать это несовершенство практически полностью незаметным, поэтому в общем-то отопластика касается более молодых возрастов.
- Что входит в проф.задачи хирурга, выполняющего коррекцию ушей?
- Внешняя часть ушей (не хрящ), как, кстати, и нос, растут всю жизнь. Задача хирурга - устранить деформацию («оттопыривание») и прижать уши как можно ближе к черепу. Существует несколько способов, среди которых есть классические технологии, с успехом применяемые сегодня на практике, так и откровенно выдуманные, то есть разрекламированные.
Классическая отопластика делается за ухом - выполняется окаймляющий разрез, усекается ткань, обнажается и прорезается сам хрящ, затем врач его сворачивает и зашивает его в новом положении (этот хрящ прижимает ухо к черепу). Затем рана смыкается, и поскольку это все делается за ухом, ближе к черепу, этого разреза не видно. Также есть и выдуманные методики: например, вместо того, чтобы завернуть хрящ, его специальным прибором «подтачивают», что приводит к истончению хряща, и он становится более мягким. Но все же, чтобы форма уха была красивой и естественной, нужно, чтобы в ухе была установлена некая «конструкция-опора».
- Отоплатика - травматичная операция?
- Примечательно, что уши при отопластике, как и грудь при маммопластике, - две операции, которые объединяет одинаково сильный болевой синдром. Чтобы этот хрящ «разгрузить» во время операции и предохранить от разрезов после сшивания нитями, врач накладывает два валика - внутри уха и по его наружной части. Эти валики носятся в течение 5-7 дней после операции. Затем они снимаются, и уже к этому времени происходит некое первичное рубцевание тканей. График восстановления сводится к минимуму, и в этот момент уши могут немного болеть. Затем, после снятия валиков, человек носит специальную повязку в течение 2-3 недель.
- Какой тип обезболивания сегодня применяется при этой операции?
- Делать под местной или под общей анестезией - вопрос очень индивидуальный. Для детей, конечно, лучше под общим наркозом для исключения излишних переживаний и стрессов. Среди взрослых есть и те, кто решаются на местное обезболивание для проведения процедуры. В любом случае, что под местной, что под общей анестезией, в ухо между кожей и хрящом вводится средство для приподнимания кожи и освобождения хряща для врачебных манипуляций.
- Практикуются ли сегодня реконструктивные операции на ушах?
- Да, безусловно. Особая востребованность в этой операции существует среди военных, получающих пулевые и прочие ранения во время военных действий. Также есть практика полного восстановления оторванного уха. В таких случаях вводится экстендер, т.е. подкожная «подушечка», которая образует некий запас тканей. Затем из хрящевой и костной ткани формируется «каркас», обтягивающийся кожей. Сегодня можно практически полностью восстановить форму уха, правда, стоит понимать, что повторить вплоть до мельчайших изгибов форму весьма проблематично, но создать очень натурально выглядящие уши через реконструктивную отопластику вполне возможно. Также своеобразная реконструкция проводится, если наблюдается дефект мочки уха (из-за ношения крупных сережек, «тоннелей», растяжек для пирсинга и т.п.). В таком случае врач проводит иссечение кожи вокруг дефекта, а затем аккуратно сшивает края раны. Если природа наделила вас очень крупными ушами, то для их уменьшения пластический хирург может предложить провести иссечение в пределах мягких тканей, однако при этом хрящевые структуры, как правило, не затрагиваются.