Популярные статьи

Немецкая медицина

В августе 2007 по приглашению германских специалистов, я посетил несколько немецких клиник во Франкфурте на Майне и в Вестбадене.

Поездка была очень поучительной и познавательной.

Первое, что поразило в немецких клиниках - отсутствие запаха. Дело в том, что так же как вокзалы или аэропорты, библиотеки или музеи, больницы в России имеют свой особенный запах.

Лично мне он нравится, но на то я и врач и если учесть, что я работал в больницах с 13 лет, то, конечно, запах больницы для меня ассоциируется с приятными воспоминаниями - первой работы, выбора профессии, взрослого и важного дела. Но я вполне отдаю себе отчет в том, что далеко не всем пациентам запах больницы так же приятен как и мне.

Приват-доцент ЛехетаРазумеется, поразила оснащенность больниц в целом, а так же палат, операционных, блока интенсивной терапии. И это оснащение рядовых, по сути больниц - аналогичное самым лучшим Российским и Московским клиникам.

Наверно, любой Российский хирург был бы рад оперировать в таких операционных.

Палаты оборудованы столом, телевизором, шкафом, холодильником, сейфом, санузлом, т.е. напоминают маленький гостиничный номер. Впрочем, в отличии от гостиницы, в палате есть выход в Интернет.

Компьютеризация больниц вообще максимизирована - все компьютеры, рабочие места, лаборатории, мониторы реанимации и др. приборы объединены в единую сеть - где бы пациент не находился, доктор знает что с ним происходит и каковы его показатели.

Что касается докторов… В принципе, я думаю, что люди одной профессии везде примерно похожи. И немецкие врачи напомнили мне наших Российских в полной мере. Должен оговориться - напомнили хороших российских врачей, т.к. в моем окружении других нет.

Покорил и поразил меня нейрохирург, приват-доцент Leheta. Напомнил мне моих учителей - замечательных хирургов и педиатров из Москвы. Напомнил своим отношением к пациентам, с пациентами и вообще всем своим обликом врача с большой буквы. Не даром к нему едут пациенты со всего мира… Впрочем, и он их навещает по потребности в их странах по всему миру - и в Европе и на Ближнем Востоке.

Санузел в одноместной палате нейрохирургического отделения клиники Святой Катерины во ФранкфуртеЭтой весной к нему приезжал один из самых известных в России людей, фамилию которого, разумеется из соображений врачебной тайны, назвать в этой статье нельзя, а получить его разрешение довольно затруднительно.

Медицинская помощь в Германии основана на страховом принципе и сравнить ее можно с нашим ОМС и ДМС. Если пациенту нужна медицинская помощь он будет лечиться в хорошей больнице у хорошего врача, но без званий и степени, как бы по ОМС. Если же страховка «приватная» и весьма дорогая, то пациент может позволить себе и членам своей семьи лечиться у профессуры и не в обычных клиниках, а в т.н. «приватных».

Медицина в Германии, конечно, весьма дорога. Примерно в 2-4 раза дороже чем в России. Имеется ввиду стоимость «по-прайсу». Но т.к. есть страховка, которая к тому же в обязательном порядке платится работодателем, то эта дороговизна не обрушивается на большинство немцев в одночасье.

Но меня интересовало не то, что Германская медицина может дать немцам, а что она может дать русскоговорящим пациентам и за какие деньги.

Столовая в клинике Франкфурта на МайнеВ чем же дороговизна немецкой медицины… Ну, разумеется, в зарплате врачей и медицинского персонала, в оборудовании больниц и лабораторий, которые все являются частными коммерческими предприятиями, т.е. не финансируются из федерального бюджета. Но еще один важный аспект стоимости - так называемые «протоколы» обследования и лечения. С одой стороны, они минимизируют возможность врачебной ошибки, увеличивают достоверность диагноза и качество лечения, а с другой очень сильно удорожают само лечение.

В России же почти все зависит от головы врача, его знаний, таланта, интуиции. Потому что в поликлинике, больнице оборудование не столь современно, а исследований можно выполнить совсем немного. При частном обращении к врачу стоимость различных тестов, исследований и анализов, врач должен соотносить с платежеспособностью пациента и далеко не всегда в пользу достоверности диагноза и его подтверждения, а часто в пользу экономии средств пациента.

Гинекологический кабинет клиники ВестбаденаВот и получается, что основной диагностический прибор Российского врача - это голова. Головы у российских врачей хорошие и очень. Во всяком случае у моих непосредственных коллег. (Я понимаю, что многие читатели, пациенты иных врачей со мной не согласятся, но я сужу по тем врачам, с которыми общаюсь, которых приглашаю к себе в передачу на радио, у которых учился, к которым направляю на консультацию своих пациентов - а это довольно обширный круг специалистов.)

То есть, люблю я российских врачей и российскую медицину. Но я всегда стремился к тому, чтобы у моих пациентов был выбор и дополнительные возможности. Например, при всем негативном отношении многих к поликлиникам, я считаю, что если не требовать от участкового врача невозможного, то это очень полезный для ребенка и родителей человек. Он лучше всех напишет справки в детсад и школу, даст больничный, направит на бесплатные анализы. А умный врач в больнице, медицинском центре, частный врач, да и терапевт в поликлинике, именно благодаря отсутствию «протоколов» в российской медицине может сойти с наезженной колеи, поспорить с авторитетами и в результате вылечить больного.

И тем не менее, плюсы у германской медицины очевидны. Во-первых это сервис, во вторых - оборудование, в третьих - финансовое положение врачей и медицинского персонала (им не надо думать где подешевле колбасу купить, они могут посвятить свои мысли пациенту в полном объеме).

Профессор Ульрих ЛейшнерЧто касается оборудования и медперсонала, то этот аспект очень важен при так называемой «большой» хирургии, когда речь идет о серьезных операциях и необходимости качественного выхаживания и ухода за пациентом, а так же его реабилитации в послеоперационный период. Это относится к нейрохирургическим операциям, операциям на сосудах, сердце, суставах и т.д.

Интересно, что во всех клиниках, в которых я был, уже появились и русскоговорящие врачи, и русскоговорящие медсестры и нянечки-санитарки. Впрочем, в «приватных» клиниках, переводчик как правило постоянно сопровождает пациента.

Так же несомненный плюс в моей экскурсии по клиникам германии было выявление новых методов, которые позволяют эффективно бороться с рядом недугов. В большинстве своем из-за нового оборудования и материалов, которых в России пока нет или есть, но мне это не известно. Это касается лечения псориаза, пластических операций, лечения варикозного расширения вен, простатита и аденомы, грыж межпозвонковых дисков, лечения повышенной потливости и много другого.

В связи с модой на домашние роды в России и моим настороженным к этому отношению, я искал возможности для родов моих пациентов в Германии.

Профессор ЛехманнДело в том, что домашние роды связаны с очень большим риском для жизни мамы и новорожденного - есть масса ситуаций, когда ребенка или маму после домашних родов можно не успеть довезти до больницы и наступит смерть. При этом я понимаю, что многое будущие мамы не хотят или боятся рожать в российских роддомах. Их аргументы понятны, но они в основном про комфорт и про персонал, ну иногда про стимулирование или стафилококк. Но если выбирать между неприятностями и риском смерти…

В общем, в Германии есть и обычные роддома, и «приватные» - идеальное место для безопасных домашних родов. Это когда пара живет себе почти в гостинице и спокойно рожает, а за стеной сидит готовая к любым мероприятиям и вооруженная до зубов лекарствами и оборудованием реанимационная бригада… Впрочем, если нужен только сервис, присутствие папы на родах и т.п., то вполне подойдет и обычный немецкий роддом.

У пациента всегда должна быть возможность выбора, так как его жизнь и здоровье единственны и уникальны. И хорошо, когда эта возможность есть.

Соколов А.Л.