Неврозы
К. Цафаров
Неврозы являются функциональными заболеваниями центральной нервной системы, вызываемыми психическими травмами. В отличие от психогенных психозов, при неврозах нет сужения или помрачения сознания, нет иллюзорно-галлюцинаторных переживаний и бредовых реакций.
Неврозы в раннем детском и дошкольном возрасте обычно „моносимптомны" и выражаются преимущественно в расстройствах желудочно-кишечной, мочевыделительной и дыхательной функций. Наиболее часто наблюдаются: анорексия, рвота, поносы, запоры, нервный кашель, ночное недержание мочи, расстройства сна, бессонница, трудное засыпание, поверхностный и кошмарный сон.
Неврастения.
Причины - продолжительно действующие, хотя и незначительные по силе психические травмы. Важным условием для возникновения неврастении является общее соматическое ослабление вследствие ежедневного умственного переутомления, перенапряжения или после перенесения соматических заболеваний, острых психотравм и др.
Клиника. Основной синдром при неврастении включает ослабление нервных процессов и нарушение их уравновешенности, вызванные их перенапряжением. Проявляется в виде раздражительной слабости (легкая и бурная раздражимость с последующим переутомлением). Неврастения у маленьких детей выражается в повышенной раздражительности, плаксивости, капризности, нарушении сна, потере аппетита, повышенной чувствительности к резким раздражениям органов чувств, эмоциональной неустойчивости. У старших детей к этим симптомам присоединяются головные боли, снижение работоспособности, утомляемость в последние часы учебного дня, угнетенное настроение. Клинически неврастения проявляется в двух разновидностях: гиперстения и астения.
Для гиперстенической неврастении характерна раздражительная слабость. Раздражительность иногда протекает очень бурно в виде аффективных взрывов, двигательных возбуждений, агрессии по отношению к окружающим. В этих случаях некоторые авторы говорят о взрывной форме неврастении. У маленьких детей эффективные вспышки могут приводить к судорожным припадкам, которые известны под названием „аффективно-респираторные припадки". Астеническая неврастения встречается более редко, проявляется на фоне тяжелого соматического истощения после продолжительных ежедневных истощающих психических травм или как более поздний этап углубляющейся гиперстенической неврастении. Клинически она выражается в вялости, утомляемости, угнетенности, боязливости, обессиленности.
Обычно прогноз при этом заболевании благоприятный. В большом числе случаев достаточно устранить психотравмирующий фактор и вывести ребенка из психотравматизирующей обстановки, чтобы его состояние улучшилось и даже восстановилось.
Лечение состоит в устранении фактора, вызывающего психическое травмирование. При гиперстенической неврастении - кальциевые препараты, бром, а в более тяжелых случаях андаксин, амизил, плегомазин. При упорной бессоннице - снотворные. При астенической неврастении - общеукрепляющие, продолженный сон. При обеих формах неврастении рекомендуются теплые ванны, душ, рациональная психотерапия, соответствующий педагогический подход. Организация правильного режима труда, отдыха и сна.
Невроз „страха".
Многими авторами эта форма невроза не признается как самостоятельная, так как почти при всех видах неврозов немотивированный страх один из наиболее часто встречающихся симптомов. Другие авторы считают, что невроз страха является отдельной разновидностью неврозов, так как отличается своеобразием патогенетических механизмов и многообразием клиники, в которой переживания страха ведущий симптом.
Г. Е. Сухарева (1955) различает у детей две клинические разновидности невроза страха. При первой разновидности - „невроз запугивайия", практически рассматриваются последующие фазы аффективно-шоковых реакций. Так, во второй и третьей фазе протекания аффективно-шоковых реакций наблюдаются периодические приступы переживаний страха, протекающие на фоне ясного сознания. Эти реакции возникают чаще всего вечером или при обстановке, близкой к той, в которой наступил испуг. Вторая клиническая разновидность невроза страха более сложная и для ее возникновения, кроме психической травмы, необходима и соответствующая почва. Заболевание возникает у детей с постинфекционной астенией или с тревожно мнительным характером, которые постоянно беспокоятся о своем положении и особенно о своем здоровье. Они часто жалуются на неприятные ощущения, исходящие от внутренних органов (сердце, легкие), чувствуют себя плохо при резкой перемене температуры, атмосферного давления. На этом фоне при психических травмах, особенно таких, которые связаны со смертью близких или знакомых от некоторых заболеваний (сердечные, легочные, желудочные), часто возникают неврозы страха, связанные с опасением за „с в о ю жизнь и з д о р о в ь е". Другая разновидность страха, характерная для маленьких детей, это „страх остаться самим". Такие дети постоянно бегут за матерью и боятся оставаться сами даже в соседней комнате. Страх отделиться от матери проявляется у некоторых детей с раннего школьного возраста в отказе ходить в школу, и это состояние рассматривается как разновидность „школьного невроза". В данном случае мотивировкой отказа от школы является не страх от школьной среды и обстановки, а страх от отсутствия матери. Переживания страха сопровождаются богатой вегетативной симптоматикой - одышкой, тахикардией, побледнением, потерей аппетита, расстройством сна, обмороками.
Невроз страха у детей протекает более благоприятно, чем у взрослых людей, но с более выраженной склонностью к рецидивам.
Лечение состоит, прежде всего, в целенаправленных воспитательных мероприятиях: организация режима труда, отдыха, питания, обеспечение более продолжительного сна с помощью медикаментов: бром-кофеиновая микстура, опипрамол, аминазин. При затянувшихся случаях - больничное лечение.
Истерия.
Возникает после психической травмы и проявляется в виде расстройств двигательной, чувствительной и психической сферы. Расстройство со стороны двигательной функции выражается в астазии-абазии (неспособности стоять и ходить), описанной у детей 4-6 лет и старше, в контрактурах, парезах и параличах, касающихся чаще нижних, чем верхних конечностей, а также мускулатуры лица. Кроме того, наблюдаются судорожные приступы с выразительными разбрасывающимися жестами, аффективно-респираторные судороги, астматическое дыхание, истерический кашель, судорожное глотание, задержка дефекации, спазм мочевого пузыря, задержка мочи, истерическое заикание, мутизм, афония. Расстройства со стороны чувствительной сферы выражаются в гипер- и гипестезии, причем у детей они встречаются более редко, чем у взрослых, и характеризуются теми же самыми проявлениями в виде непрерывного ощущения „пояса", „перчатки", „чулка", „шапки" и т. д. Из нарушений органов чувств у детей чаще наблюдается блефароспазм, затем амавроз и редко глухонемота. Расстройства в психической сфере характеризуются различными пароксизмами: обмороки, сумеречные состояния с сужением сознания, иллюзорно-галлюцинаторные переживания, спутанность сознания, хотя и с возможностью ориентирования, припадки с избежанием каких-либо повреждений, ранений и др. У детей наблюдаются особенные псевдодеменционные и пуэрильные проявления. У маленьких детей при истерии нередки так наз. „аффективо-респираторные судороги". Они возникают при самых даже незначительных поводах и проявляются в виде „раскачиваний", лежания на полу, посинения, клонических судорог и на вершине припадка даже в помрачении сознания.
При истерии у детей необходимо провести дифференциальную диагностику главным образом с эпилепсией и психогенными шоковыми реакциями. В клинике чаще всего проводится дифференциация между истерическими и эпилептическими припадками. Истерический припадок отличается от эпилептического тем, что он возникает непосредственно после психической травмы, нет полной (коматозной) потери сознания, непроизвольного мочеиспускания и дефекации, зрачковые реакции сохранены, не бывает тяжелых повреждений, прикусывания языка, движения более размашистые и более выразительные, припадок более продолжителен, до 20-30 мин, а иногда до одного-двух и более часов, в то время как эпилептический припадок длится до 2-3 мин; при истерии после припадка не наблюдается оглушенности сознания и глубокого сна» как это бывает после эпилептического припадка. Психогенные шоковые реакции отличаются от истерических более тяжелым помрачением сознания и сопровождаются ярко выраженными сосудисто-вегетативными расстройствами, более односложными движениями и, главное тем, что психогенная реакция является Следствием чрезвычайного возбуждения, связанного с переживанием страха, в то вемя истерическая - обычно является результатом конфликта.
Течение. Истерия, возникшая после острой психической травмы у соматически здоровых и гармонически развитых в психическом отношении детей, заканчивается быстрым выздоровлением. Но если заболевание начинается и развивается у детей с соматической астенией, с особой структурой личности (астенизированной, истероидной), с изнеженным воспитанием по типу „кумира семейства", то характер течения истерии меняется, принимая затяжную форму.
Лечение. Основным моментом в начале лечения является выяснение конфликтной ситуации и выведение ребенка из нее. Из медикаментозных средств применяются успокаивающие - малые дозы нозинана, андаксина, элениума, а также общетонизирующие - витамин С, физиопроцедуры. Наилучший эффект при лечении дает психотерапия (это не всегда гипноз) с соблюдением такта в смысле игнорирования сроков и последовательности исчезновения симптоматики, но с перспективой нормализации семейной и внесемейной среды.
Навязчивые состояния (навязчивый, психостенический невроз).
Причинами являются остро наступающая психическая травма и часто и продолжительно действующие травмирующие психику переживания в виде страха, сомнения, неудовлетворения собой при исполнении обязанностей, что приводит к постоянному конфликту между общественными и личными интересами индивидуума. Личностная структура, характеризующаяся как застойная, тревожная, неуверенная, пугливая и т. появляется важной основой для возникновения навязчивых состояний.
Клинически навязчивые состояния выражаются тремя разновидностями: навязчивые страхи (фобии), навязчивые движения и действия и навязчивые мысли, воспоминания и сомнения. Все навязчивые состояния сопровождаются субъективным чувством ограничения свободы. Навязчивые страхи (фобии) одна из наиболее частых форм навязчивых состояний у детей. Они проявляются в виде страха заражения, закрытых дверей, острых предметов.
Навязчивые движения и действия у детей проявляются в виде двух клинических форм. Для первой, более характерной для детей дошкольного возраста навязчивые движения и действия элементарны по своей сущности и однообразны, подобны тикам. Иногда тики, отмечающиеся в дошкольном возрасте, перерастают в школьном возрасте в навязчивые действия, что говорит об общих патогенетических механизмах тиков и навязчивых движений, которые могут иметь место в отдельных случаях.
Для второй клинической формы характерна большая сложность навязчивых действий и движений, которые получают защитную и ритуальную окраску. Например, ребенок, прежде чем положит книгу в свою сумку, должен ударить три раза по столу, потому что иногда он может получить плохую отметку в школе. Навязчивые мысли, воспоминания и сомнения у детей наблюдаются редко.
Течение. Навязчивые состояния, кроме остро возникающих, обычно носят затяжной характер, иногда с периодами затихания и периодическими обострениями.
Лечение. Правильная организация труда и быта, общеукрепляющий режим, беседы с больным ребенком, его родителями и учителями о здоровье ребенка и создании условий для полного выздоровления; медикаментозные средства - седативные, андаксин, амизил, аминазин.
Клиническая педиатрия Под редакцией проф. Бр. Братанова