Нетипичные и чреватые проблемами сексуальные связи
Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. Изд. Питер
Перевели с английского А. Голубев, К Исупова, С. Комаров, В, Мисник, С. Панков, С. Рысев, Е. Турутина
В начальных главах этой книги мы уже указывали на то, что спектр сексуальных желаний и поведения весьма широк и включает в себя самые разнообразные отношения и объекты сексуального влечения. Если те или иные сексуальные действия выходят за рамки социальных норм, речь идет о парафилии или, по меньшей мере, о нетипичном сексуальном поведении. Иногда такие проявления сексуальности чреваты проблемами для их инициатора или для окружающих. В этом разделе мы рассмотрим некоторые из подобных сексуальных предпочтений.
Работники сексуальной индустрии
Подобно всему, что доставляет людям удовольствие, секс зачастую становится товаром. Проститутки мужского и женского пола, которых сейчас принято называть работниками сексуальной индустрии, занимаются сексом за деньги. Проституция, нередко в шутку именуемая древнейшей профессией, существовала во все эпохи и в самых различных обществах, хотя отношение к этому явлению не всегда было одинаково терпимым.
В последнее время часто высказывается мнение о том, что проституция представляет собой одну из форм эксплуатации женщин. Однако существует и другое мнение, согласно которому власти не должны мешать работникам сексуальной индустрии вести тот образ жизни, который они выбрали по собственной воле.
Мужчин, занимающихся проституцией и обслуживающих женщин, раньше называли «жиголо», хотя в последнее время их предпочитают именовать «сотрудниками службы эскорта». Однако в целом ряде случаев службы эскорта оправдывают свое основное предназначение и предоставляют не сексуальные услуги, а спутников, готовых сопровождать женщину, которая желает появиться на каком-то общественном мероприятии в обществе мужчины. Поэтому мы, по существу, не располагаем достоверными данными о подобных сексуальных услугах. Чаще всего мужчины, занимающиеся проституцией, обслуживают клиентов мужского пола. Некоторые из них в молодые годы считают себя гетеросексуалами, а свои гомогендерные контакты воспринимают исключительно как способ зарабатывания денег. Однако чем дольше они занимаются проституцией, тем более велика вероятность того, что они привыкнут к своему гомогендерному поведению и сами начнут считать себя геями. Такое же представление об этих мужчинах может сложиться у их сверстников {Pleak & Meyer-Bahlburg, 1990). Так называемые «живчики», то есть мужчины, занимающиеся уличной проституцией, как правило, выходят на работу каждый день. Некоторым особенно привлекательным и хорошо воспитанным мужчинам-проституткам иногда удается жить на содержании у богатого пожилого мужчины или получить более «престижную и высокооплачиваемую» должность «мальчика по вызову». Исследования показывают, что мужчины, занятые в сфере сексуального обслуживания, не всегда заботятся о безопасности секса (Joffe &. Dockrell, 1995).
Проституток женского пола покупают обычно для того, чтобы испытать оргазм, между тем как проститутки мужского пола, как правило, получают деньги за то, что сами испытывают оргазм, например в том случае, когда пожилые клиенты желают заняться с ними фелляцией (Gagnon, 1990). Учитывая физиологические особенности мужской сексуальной реакции, в частности период рефракции, мужчина-проститутка может обслужить за день довольно ограниченное число клиентов. Женщины-проститутки, напротив, не ограничены своими физиологическими реакциями и, как правило, не испытывают оргазма во время сексуальных контактов с клиентами. Согласно результатам некоторых исследований, многие уличные проститутки на самом деле получают удовольствие от коитуса и орального секса с клиентами, а также от сексуальных контактов со своими приятелями или мужьями.
На жаргоне уличных проституток называют «щеплялами». Бордели или публичные дома еще сохранились, однако они постепенно вытесняются уличной проституцией. Теперь, как правило, проститутки работают на сутенеров или в так называемых массажных салонах. К более высокооплачиваемому разряду проституток относятся «девушки по вызову», которые зачастую имеют постоянную клиентуру.
Некоторые исследователи не согласны с тем, что проституток нельзя считать жертвами сексуального бизнеса. Результаты проводившихся ранее исследований свидетельствуют о том, что многим женщинам, до того как они занялись проституцией пришлось столкнуться с сексуальным или физическим насилием, вследствие чего пострадало их чувство собственного достоинства, и это сыграло не последнюю роль в выборе подобного образа жизни.
Кроме того, занятие проституцией сопряжено с большим риском. Проститутку могут изнасиловать, избить, ограбить или заставить выполнять те или иные необычные сексуальные прихоти клиента. Наркомания и алкоголизм - довольно типичные явления среди работников сексуальной индустрии и их постоянных клиентов (de Graafetal., 1995).
Нельзя забывать и о том, что проституция способствует распространению ВИЧ и других венерических заболеваний, хотя не раз отмечалось, что в действительности проституция, среди прочих факторов риска, занимает далеко не первое место по распространению ВИЧ, и этот показатель значительно снизится, если регулированием проституции будут заниматься не представители криминального мира, а государственные учреждения.
Несмотря на то что никто не может гарантировать безопасности секса ни проститутке, ни ее клиентам, мужчинам, пользующимся услугами работников сексуальной индустрии, следует пользоваться презервативами. Клиенты мужчин-проституток также не должны забывать о том, что использование презервативов хотя бы в какой-то степени снижает риск заражения ВИЧ.
Часто высказывается мнение о том, что сексуальная индустрия должна получить легальный статус и выйти из-под криминального контроля, а государственным и медицинским учреждениям следует позаботиться о регулярном медицинском обследовании проституток.
Наибольшее беспокойство у специалистов вызывает то обстоятельство, что среди проституток часто встречаются подростки в возрасте 13-18 лет. Считается, что девушку могут толкнуть на путь проституции негативное самовосприятие, бегство из дома, дружеские отношения с проститутками или стремление стать содержанкой богатого мужчины.
Учитывая эти желания, сутенеры зачастую поначалу стараются очаровать девушку знаками внимания и подарками, вступают с ней в романтическую связь, а затем, пользуясь этими отношениями, вовлекают ее в занятия проституцией. Исследования показывают, что большинство клиентов проституток-подростков составляют мужчины, возраст которых превышает 25 лет и которые нередко сами являются отцами семейств. Эти мужчины пользуются услугами проституток в обеденный перерыв или сразу же после окончания работы, рассчитывая время таким образом, чтобы семейная жизнь и близкие отношения оставались неприкосновенными. Большинство специалистов сходятся во мнении, что свести к минимуму или значительно сократить подростковую проституцию можно лишь путем решения социальных проблем, в частности проблем, связанных с бедностью и сексуальным насилием, столкновение с которыми нередко становится началом длинного пути, завершающегося проституцией.
Анонимные контакты
Характерной чертой некоторых сексуальных контактов является привлечение к сексуальной активности неизвестного и зачастую невольного участника. Пагубные последствия таких сексуальных контактов для невольных участников простираются от незначительного раздражения до серьезной эмоциональной травмы.
Непристойные телефонные звонки.
Склонность к непристойным телефонным звонкам характерна для неуверенных в себе мужчин, которые, сохраняя анонимность и не вступая в пугающие их социальные контакты, удовлетворяют свои сексуальные потребности, высказывая разного рода непристойности неизвестным людям на другом конце провода, женщинам или, в некоторых случаях, другим мужчинам. Поведение подобных индивидов может указывать на в определенной степени негативные установки по отношению к женщинам, поскольку зачастую они рассчитывают шокировать или, по меньшей мере, удивить женщину внезапным потоком непристойностей. Иногда такие звонки поначалу практикуются как бы в шутку, однако затем, со временем, подобные телефонные контакты, зачастую в сопровождении мастурбации, могут стать привычным способом сексуальной разрядки (McConaghy, 1993). Мужчины, склонные к непристойным телефонным звонкам, крайне редко вступают в реальные контакты со своими жертвами. В том случае, если неизвестный человек говорит вам по телефону непристойности, разумнее всего сразу же повесить трубку, а затем сообщить об инциденте на местную телефонную станцию.
Секс по телефону.
Относительно новой формой сексуальных услуг является секс по телефону. Набрав определенный телефонный номер, человек получает возможность вступить в сексуальный диалог или подслушать откровенные разговоры других людей. Чаще всего подобными услугами пользуются мужчины, которые, как правило, в момент разговора занимаются мастурбацией. По результатам опроса студентов, 13% мужчин и 7% женщин имели личный опыт подобных телефонных контактов (Elliott & Brantley, 1997). В настоящее время объем данных о сексе по телефону невелик, однако, согласно существующим оценкам, речь идет о довольно безобидном явлении. Иногда потребность в подобных телефонных контактах свидетельствует о том, что человек сталкивается с определенными трудностями в личных отношениях, хотя говорить здесь о прямой зависимости не приходится.
Вокруг проблемы телефонных сексуальных услуг не утихают споры, поскольку подобные телефонные линии легкодоступны для представителей разного рода сексуальных меньшинств. Согласно принятому в 1989 году постановлению Верховного суда США, сексуальные услуги по телефону являются законными, однако требуют строгого контроля с целью предотвращения телефонных звонков от представителей меньшинств. На практике подобное регулирование оказывается довольно сложным делом. Общественные и государственные учреждения оказывают давление на телефонные компании, требуя прекратить обслуживание сексуальных телефонных агентств. Но подобные телефонные службы продолжают расти, как грибы, поскольку для этих нужд североамериканские и европейские телефонные компании арендуют телефонные линии, принадлежащие некоторым из разбросанных по всему миру маленьких стран.
Фроттаж и тачеризм.
Фроттажист получает сексуальное удовольствие различным частям тела незнакомого человека в общественном транспорте и в других местах большого скопления людей, поскольку в подобных ситуациях тесный физический контакт может остаться незамеченным. Некоторые индивиды получают сексуальное удовольствие, прикасаясь руками, в той же ситуации, к интимным частям тела незнакомого человека, например к ягодицам и груди (Freund, 1990). Об этих явлениях известно совсем немногое, однако специалисты предполагают, что подобное поведение характерно для неуверенных в себе людей, которые таким образом добиваются хотя бы минимального физического контакта с привлекающими их в сексуальном плане индивидами. Зачастую такие акты завершаются мастурбацией в уединении.
Эксгибиционизм.
Акт эксгибиционизма состоит в демонстрации другому человеку собственных половых органов с целью получения сексуального удовольствия. Обычно акт эксгибиционизма совершают взрослые мужчины, обнажая свои гениталии на глазах у детей или женщин. Некоторые женщины также получают сексуальное удовольствие от демонстрации собственной груди. Эксгибиционист может пускаться на самые разнообразные ухищрения, для того чтобы у окружающих сложилось впечатление, что они случайно застали его обнаженным или же стали невольными свидетелями того, как он мочится. Поступая таким образом, эксгибиционисты стремятся к тому, чтобы жертва имела как можно меньше оснований для заявления в полицию. Как правило, эксгибиционистов привлекают к ответственности за непристойное поведение в общественных местах. Мужчины, регулярно совершающие акты эксгибиционизма, получают удовольствие, шокируя окружающих. Речь идет о своеобразном способе сексуального самоутверждения.
По существу, элементы эксгибиционизма в той или иной мере характерны для каждого человека, испытывающего сексуальные чувства и стремящегося вызвать ответную реакцию у другого индивида. Подтверждением этому служат мужские и женские купальные костюмы, одежда из прозрачных тканей и т. п, Некоторые женщины используют специальные вкладыши для бюстгальтеров, благодаря которым создается эффект увеличения объема груди, а некоторые мужчины используют с такой же целью вкладыши для плавок. В данном случае речь идет о скрытых формах эксгибиционизма. Обнажение тела в присутствии других людей, по всей видимости, также может иметь сексуальный подтекст. По крайней мере, некоторые индивиды сообщают о том, что испытывают сексуальное удовольствие от обнажения своего тела в общих душевых комнатах. По всей видимости, в нудистских колониях нагота не ассоциируется с сексом, а сексуальные намеки в обстановке нудистских пляжей воспринимаются неодобрительно. Не стоит удивляться тому, что люди, живущие в обществе, где принято скрывать гениталии под одеждой, испытывают чувство настоящего раскрепощения и получают сексуальное удовольствие в том случае, когда обнажают свои половые органы в присутствии других людей.
Согласно результатам исследования мужчин, занимающихся мастурбацией в общественных местах (Maletsky & Price, 1984), наименьшая вероятность формирования эксгибиционистских склонностей отмечается в том случае, когда мужчина не может испытывать сексуальное удовольствие и возбуждение в присутствии посторонних. Тогда как в тех случаях, когда сексуальное удовольствие мужчины обостряется от того, что кто-то наблюдает за ним, в то время как он мастурбирует, вероятность формирования эксгибиционистских наклонностей возрастает. Подобное поведение считается антисоциальным, и, по сравнению с другими правонарушениями сексуального характера, мужчин в Европе, Соединенных Штатах и Канаде чаще всего привлекают к ответственности именно по обвинению в эксгибиционизме (McConaghy, 1993). Существуют разнообразные терапевтические программы, цель которых заключается в том, чтобы помочь подобным индивидам направить свою сексуальную энергию в более приемлемое русло.
Мотивы, приводящие к эксгибиционистскому поведению, могут быть весьма индивидуальны. Эпизоды эксгибиционизма, хронологически предшествующие более тяжким преступлениям, нередко встречаются в биографиях насильников и педофилов. Как правило, причиной эксгибиционистского поведения является чувство собственной неполноценности. Демонстрируя свой пенис окружающим, мужчина стремится обрести уверенность в своих мужских достоинствах. Вместе с тем нельзя исключать и наличия агрессивных мотивов, поскольку в некоторых случаях поведение эксгибициониста может стать причиной серьезного эмоционального стресса у его жертвы. В том случае, когда потенциальная жертва спокойно реагирует на акт эксгибиционизма, источник сексуального удовольствия иссякает. Вид обнаженных половых органов постороннего человека может особенно оскорбить чувства тех индивидов, которые, сами того не сознавая, испытывают неудовольствие при виде гениталий любого человека. Едва ли подобную ситуацию можно считать травматической, однако, несомненно, речь идет о своего рода эмоциональной эксплуатации. Согласно результатам проведенного исследования 846 женщин, которым приходилось встречаться с эксгибиционистами, 18% респонденток испытали при этом стресс, а у 25% респонденток в связи с этим переживанием в той или иной степени изменилось самовосприятие и отношение к мужчинам и к сексу в целом (Сох, 1988). В ходе опроса учащихся колледжей выяснилось, что в 21 % случаев респонденты заявляли, что они способны раздеться в общественном месте (Person et al., 1989). В любом случае, при встрече с эксгибиционистом лучше всего просто не обращать на него внимания. Кроме того, в подобных ситуациях можно обратиться в полицию с просьбой принять необходимые меры.
Вуайеризм (визионизм).
Вуайерист испытывает сексуальное удовольствие от разглядываний обнаженного тела и половых органов другого человека, а также от наблюдения за тем, как посторонние люди раздеваются или занимаются сексом. В какой-то степени вуайеризм характерен для каждого человека. Интерес к половым органам и различным частям тела другого человека представляется вполне естественным. По данным, полученным в ходе опроса NHSLS, наблюдение за раздевающимся сексуальным партнером занимает, после вагинального полового акта, второе место по интенсивности возбуждающего воздействия на другого партнера. В ходе проводившихся опросов 16% женщин и около 33% мужчин соглашались с тем, что «наблюдение за тем, как другие люди предаются любви» доставляет удовольствие (Laumann, Gagnon, et al., 1994). Данные, полученные в ходе опроса учащихся американских колледжей, свидетельствуют о том, что 13% мужчин и женщин пользуются в своей сексуальной жизни фотографиями обнаженного тела и половых актов, а 5% используют видеокамеру во время полового акта (Elliott ABranUey, 1997).
Популярность материалов сексуального содержания свидетельствует о вуайеристских потребностях публики. Согласно результатам опроса учащихся университетов, 58% мужчин и 37% женщин в течение последних трех месяцев использовали видеоматериалы и литературу сексуального содержания (Person et al., 1989). Подобное поведение приобретает опасные черты, когда вуайерист, иначе называемый «подглядыватель», начинает дежурить у чужих окон или шпионить за людьми в общественных банях. Большую часть вуайеристов составляют неженатые или разведенные молодые мужчины, не достигшие 30-летнего возраста, хотя около 25% вуайеристов женаты. Крайне редко вуайеризм бывает связан с тем или иным серьезным психическим расстройством, однако большинство вуайеристов имели в прошлом опыт сексуальных отношений, не приносивших им удовлетворения. Как правило, визионисту доставляет удовольствие наблюдение за незнакомцами, не подразумевающее непосредственного физического контакта с ними. Тем не менее подобный акт сам по себе является принудительным, поскольку нарушает право других людей на уединение. Несмотря на то что наблюдение может никак не сказываться на тех, кто оказывается в роли объектов наблюдения, да и само присутствие вуайериста не всегда оказывается обнаруженным, речь в этом случае может идти о своего рода сексуальной эксплуатации. Однако вуайеристы привлекаются к ответственности гораздо реже, чем эксгибиционисты, поскольку их поведение в такой степени не бросается в глаза (McConaghy, 1993).
Нельзя не согласиться с тем, что мужчины в целом по сравнению с женщинами более предрасположены к нетипичным формам сексуального поведения. Имеющиеся в нашем распоряжении статистические данные, несмотря на их немногочисленность, подтверждают тот факт, что мужчины чаще, чем женщины, находят возбуждающими нетипичные формы сексуального поведения. Однако в восприятии поведения мужчин и женщин также могут играть определенную роль общепринятые сексуальные установки и система ценностей. Например, не раз было отмечено, что мужчину, наблюдающего через окно чужого дома за раздевающейся женщиной, могут задержать по обвинению в вуайеризме, однако и в том случае, когда за раздевающимся мужчиной наблюдает женщина, задержанным опять окажется мужчина, только на этот раз его обвинят в эксгибиционизме.
Садомазохизм
Садомазохизм является, вероятно, наименее приемлемым для наших представлений о пристойности способом достижения сексуального возбуждения среди относительно широко распространенных видов сексуальной практики. Данное понятие объединяет диаметрально противоположные виды сексуального поведения, начиная от причинения другому человеку неудобства и боли, унижения партнера и стягивания его тела путами - и заканчивая проявлениями покорности,- урофилией и копрофилией. Считается, что типичным садистом является партнер, который испытывает удовольствие при условии, что он занимает доминирующее положение, оказывая или угрожая оказать негативное воздействие на другого партнера. Мазохист, в свою очередь, получает удовольствие в том случае, если он находится в подчиненном положении. Такое разграничение грешит упрощением, поскольку садистам и мазохистам может доставлять удовольствие любая из описанных выше ролей. Садизм и мазохизм - это две стороны одной медали, поэтому следует вести речь именно о садомазохистских наклонностях, даже при условии, что на определенном этапе одна наклонность начинает доминировать над другой (Weinberg, 1995).
Садомазохизм подразумевает определенную степень выраженности подобных тенденций. Обычная сексуальная активность также может включать в себя крепкие объятия, глубокие поцелуи, нежные пощипывания, царапание и даже укусы. Судя по результатам опросов учащихся колледжей, 25-30% респондентов практикуют во время сексуальной активности шлепки и стягивание тела различными путами (Elliott & Brantley, 1997), поскольку подобные действия стимулируют сексуальное возбуждение. Для садо-мазохистов определенные виды такой стимуляции приобретают особое значение и становятся необходимыми для достижения сексуального возбуждения и получения удовлетворения. Интенсивность данной стимуляции варьирует от нежных укусов и царапания до грубых шлепков и ударов.
В некоторых случаях партнеру наносятся кровоточащие порезы и раны. Партнеры, планирующие заняться садомазохистской сексуальной активностью, обычно заранее договариваются о допустимой степени негативного воздействия. Разумеется, никогда нельзя быть до конца уверенным, что соглашение не будет нарушено. Однако ирония ситуации заключается в том, что человек, занимающий подчиненное положение, как правило, обладает большими полномочиями, поскольку именно его реакция в конечном счете определяет направление взаимной активности (Weinberg, 1995).
Вероятно, наиболее распространенной формой садомазохистской сексуальной активности является реализация тех или иных фантазий и выполнение определенных ритуальных действий, основанных на разделении ролей между партнерами. Нередко доминирующий партнер исполняет роль сурового родителя, учителя или полицейского, т. е. выступает в таком обличий, которое подразумевает подчинение другого партнера. Финальным эпизодом подобной постановки зачастую оказывается инсценировка насильственного полового акта. Иногда сексуальная активность включает в себя дефекацию и мочеиспускание, поскольку некоторых индивидов привлекает в сексуальном плане моча (урофилия) или фекалии (копрофилия) (Weis & Goldberg, 1995). Согласно результатам проводившегося опроса на тему сексуального поведения (Janus & Janus, 1993), 4% женщин и 6% мужчин имели опыт сексуальной активности, связанной с урофилией и именуемой в обиходе «золотым душем». Почти все эти респонденты считали такие сексуальные действия вполне приемлемыми. Судя по данным, полученным в ходе последнего опроса учащихся колледжей, 10% респондентов практикуют «золотой душ» во время сексуальных контактов (Elliott & Brantley, 1997).
Вариантом садомазохизма является бондаж - практика стягивания различных частей тела путами. Зачастую в подобных случаях один из партнеров облачается в капюшон (Bronsky, 1991). В магазинах для взрослых предлагается широкий выбор аксессуаров, предназначенных для связывания тела или половых органов. Мужчины чаще всего стягивают пенис или мошонку кольцами и ремнями, для того чтобы испытать большее сексуальное удовольствие. Одиннадцать процентов мужчин и женщин имеют опыт сексуальных контактов с использованием подобных аксессуаров.
Крайне опасной вариацией на эту тему является гипоксифилия, которая может привести к аутоэротическому самоудушению. Некоторые люди, как правило юноши и мужчины, полагают, что, стягивая петлю на шее и провоцируя, таким образом, гипоксию, то есть сокращая поступление кислорода в мозг, можно обострить эротическое наслаждение и стимулировать оргазм. С этой целью нередко применяются различные способы самоудушения, позволяющие освободиться от петли, прежде чем наступит потеря сознания.
Люди, практикующие подобные методы, не всегда отдают себе отчет в том, что при надавливании на сонную артерию человек может потерять сознание совершенно неожиданно. По данным ФБР, жертвами подобного рода сексуальной активности ежегодно становятся 500-1000 американцев. Учитывая такую статистику, можно утверждать, что подобная практика распространена намного шире, чем бы можно было ожидать, Члены семьи человека, погибшего от самоудушения, как правило, испытывают сомнения в сексуальном характере происшествия и крайне редко называют в качестве причины смерти аутоэротическое самоудушение. Отчасти по этой причине молодежь до сих пор не имеет возможности ознакомиться с информацией об опасности, которую таит в себе эта форма сексуальной активности (Cooper, 1996; Garos, 1994).
Мы располагаем лишь весьма скудными данными о распространенности садомазохистских предпочтений и поведения. По некоторым оценкам (Janus & Janus, 1993), 14% мужчин и 11% женщин имеют опыт, так или иначе связанный с садомазохизмом. Согласно результатам опроса 2000 студентов в Соединенных Штатах, Канаде и европейских странах, 8% американских студентов и 5% американских студенток практиковали «удары и шлепки перед петтингом или физической близостью». Среди британских студентов этот показатель значительно выше (17% мужчин и 33% женщин).
Следует обратить внимание на то, что шлепки являются самой распространенной формой наказания детей в Англии. В рамках субкультуры геев и лесбиянок существует особая прослойка геев и лесбиянок с садомазохистскими наклонностями (Bronski, 1991; Stamps, 1991; Blau, 1994).
В специальных разделах бульварных газет, которые можно приобрести во многих городах, садомазохисты дают объявления, указывая предпочтительную роль потенциального сексуального партнера, например:
«Придирчивый господин, 32 лет, белый, строгий, но справедливый, набирает покорных, предупредительных рабов. T.J.M., Box 172».
«Только для женщин или женственных мужчин. Удавалось ли вам в последнее время хорошенько поплакать или, может быть, вы считаете себя слишком взрослыми для этого? Что ж, попробуйте явиться передо мной в этой маске, - я живо ее сорву! Я привлекательная чернокожая женщина под тридцать с богатым воображением и огромными возможностями. Я преподам вам особенные уроки, я научу вас высвобождать ваши эмоции. Присылайте номера телефонов и сообщайте о ваших фантазиях по адресу: Josa, P.O. Box 82».
Согласно одной из теорий, садомазохизм - это бегство от повседневных забот и от ответственности, которые связаны с нормальной идентичностью. Играя роль мазохиста, индивид освобождается от страха, вызываемого необходимостью принимать ответственные решения. Садомазохисту не нужно заботиться о соблюдении приличий и о самоконтроле. Кроме того, благодаря этой роли индивид избегает чувства вины и беспокойства (Bader, 1993). Существует также мнение, что садомазохизм - это бегство от реальности (Chassequet-Smirgel, 1991) или результат тесной взаимозависимости агрессивных и сексуальных эмоций, возникающих на раннем этапе развития индивида (Kernberg, 1991).
Обзор исследований, посвященных садомазохизму, позволяет сделать вывод о том, что подобное поведение представляет собой социальный феномен, имеющий место в различных культурах. Так, доминирование и подчинение, как правило, являются типичными характеристиками любого общества. Кроме того, общество ценит агрессивность. Неравенство между различными слоями населения создает ситуацию, при которой иллюзорное и временное изменение субординации может выполнять функцию сексуальной стимуляции.
Следует отметить, что подобное поведение подразумевает достаточное количество свободного времени, а также позитивную оценку собственных фантазий и творческий подход к их реализации (Weinberg, 1995). Тем не менее в целом феномен садомазохизма остается малоизученным, и в будущем ученым следует сосредоточить свое внимание на исследовании отношений между садистами и мазохистами, а также на выявлении роли символизма в подобных сексуальных практиках.
Зоофилия
Начиная с доисторических времен, люди жили бок о бок с домашними животными. Фольклор и мифы доносят до нас описания сексуальных контактов между животными и людьми. Нередко в этих историях фигурируют женщины, очарованные размерами половых органов и сексуальной мощью того или иного животного. Например, один из персонажей греческой мифологии, минотавр - полубык, получеловек - был отпрыском Пасифеи, жены царя Крита, и быка, которого ей удалось соблазнить. Согласно результатам кросскультурных исследований, люди довольно часто вступают в сексуальные контакты с животными, в частности с собаками, крупным рогатым скотом, ослами, овцами, лошадьми и курицами. Подобная сексуальная активность именуется скотоложеством, или зоофилией. По некоторым свидетельствам, даже сами животные могут иногда стремиться к сексуальным контактам с людьми (Ford & Beach, 1951).
В отчете Альфреда Кинзи сообщается, что 8% взрослых мужчин и женщин, по их собственному признанию, по меньшей мере один раз в жизни занимались сексом с животными. В ходе сравнительного исследования, в котором принимали участие пациенты психиатрических клиник, пациенты обычных стационаров и персонал психиатрический клиник, выяснилось, что более половины пациентов психиатрических клиник и 10-15% остальных участников исследования имели опыт сексуальных контактов с животными (Alvarez & Freinhar, 1991).
По данным Кинзи, 17% мужчин, выросших на фермах, по крайней мере один раз в жизни после достижения пубертатного периода испытывали оргазм во время контакта с животным. Позднее подтвердились сведения о том, что вероятность зоофилии выше среди жителей сельских районов (Cerrone, 1991). Из общего числа учащихся колледжей, проходивших опрос на эту тему, 1 % студентов сообщает о сексуальных контактах с животными (Elliott &Brantley, 1991).
Исследователи выяснили, что сексуальные контакты с животными обычно представляют собой своего рода сексуальный эксперимент или являются следствием фрустрации, связанной с отсутствием подходящего сексуального партнера. Зоофилия не всегда свидетельствует о серьезном психологическом расстройстве и редко становится устойчивым паттерном сексуального поведения.
Кинзи обнаружил, что мужчины чаще занимаются мастурбацией с использованием животных или вступают с животными в непосредственный сексуальный контакт, Женщины отдают предпочтение поверхностному телесному контакту с животными. Орально-генитальные контакты с животными характерны как для мужчин, так и для женщин.
Зоофилия обычно по многим причинам вызывает отвращение и гадливость. Во-первых, традиции иудаизма, христианства и ислама строго запрещают секс с животными. Этот запрет продиктован, прежде всего, страхом перед перспективой появления на свет чудовищных гибридов, порожденных такими союзами. В действительности сексуальный контакт между человеком и животным не может привести к зачатию вследствие генетических различий между видами. В настоящее время зоофилия запрещена в большинстве стран мира.
Некрофилия
Вероятно, ни одна форма сексуального поведения не вызывает такого отвращения, как некрофилия, или сексуальные контакты с трупами. Известно, что в Древнем Египте умерших женщин высокого ранга или редкой красоты отдавали на бальзамирование лишь спустя 3-4 дня после смерти, опасаясь, что могильщики надругаются над их телами.
Никаких статистических данных, касающихся распространенности некрофилии, равно как и достоверных фактических сведений о самих некрофилах, не существует. Считается, что речь идет о довольно редком феномене, поскольку лишь немногие люди имеют доступ к трупам. Скорее всего, некрофилия распространена среди работников моргов и мертвецких, т. е. среди людей, привыкших к виду мертвого тела. Описания реальных случаев некрофилии, опубликованные четыре десятилетия назад, позволяют сделать вывод о том, что многие некрофилы поступают на работу в морг именно для того, чтобы получить доступ к трупам (Klaf & Brown, 1958). В большинстве штатов подобные действия запрещены законами, регулирующими порядок обращения с телами умерших, хотя в Айове такой закон был принят лишь в 1996 году после инцидента, связанного с тем, что некий мужчина совершенно безнаказанно ласкал тело мертвой женщины, лежащей в гробу, установленном в помещении, которое было арендовано для проведения гражданской панихиды.
Случайные сексуальные связи и пансексуальность
В связи с изменениями в системе ценностей, касающихся сексуальности, случайные сексуальные связи получили более широкое распространение. Сторонники секса ради удовольствия полагают, что взаимные сексуальные эмоции являются дополнительным источником энергии. Любители случайных сексуальных связей заходят еще дальше, утверждая, что секс может доставлять людям удовольствие даже при отсутствии каких бы то ни было чувств и эмоциональных отношений, в том случае, если никто из партнеров не страдает от такого контакта. Термин пансексуализм является куда более широким понятием и описывает предпочтения индивидов, которые испытывают сексуальное влечение не только к людям, но и к неодушевленным предметам и даже к определенным идеям.
Анализ новейших тенденций показывает, что случайные сексуальные связи теряют популярность. Статистические данные, полученные в ходе опроса NHSLS, свидетельствуют о том, что большинство людей теперь воздерживаются от поиска сексуальных приключений. В настоящее время в общественном сознании произошел сдвиг в сторону более традиционных ценностей. Угроза ВИЧ и СПИДа заставляет людей отказываться от случайных сексуальных связей. В наши дни секс с незнакомцем становится слишком рискованным предприятием.
Определения
НЕКРОФИЛИЯ - Сексуальная активность с телами умерших.
ПАНСЕКСУАЛИЗМ - Понятие, описывающее предпочтения индивидов, которые испытывают сексуальное влечение не только к людям, но и к неодушевленным предметам и даже к абстрактным идеям.
СКОТОЛОЖЕСТВО (ЗООФИЛИЯ) - Сексуальные контакты между людьми и животными.
ФРОТТАЖ - Получение сексуального удовлетворения от прикосновений гениталиями к различным частям тела незнакомого человека в местах большого скопления людей.
ТАЧЕРИЗМ - Получение сексуального удовлетворения от прикосновений к телу незнакомого человека (к ягодицам или груди).
ЭКСГИБИЦИОНИЗМ - Демонстрация своих половых органов посторонним людям с целью получения сексуального удовлетворения.
ВУАЙЕРИЗМ - Получение сексуального удовлетворения при наблюдении за обнаженными людьми или за людьми, занимающимися сексом.
САДОМАЗОХИЗМ - Понятие, объединяющее определенные виды сексуального поведения, от причинения неудобства и боли, принуждения и стягивания тела путами до проявления покорности и копрофилии.
КОПРОФИЛИЯ - Способ достижения сексуального возбуждения, связанный с использованием фекалий.
УРОФИЛИЯ - Способ достижения сексуального возбуждения, связанный с мочой и актом мочеиспускания.
БОНДАЖ - Связывание, ограничение физической свободы или сдавливание различных частей тела с целью стимуляции сексуального возбуждения.
ГИПОКСИФИЛИЯ - Использование частичного удушения во время сексуальной активности с целью обострения сексуального наслаждения.
АУТОЭРОТИЧЕСКОЕ САМОУДУШЕНИЕ - Случайная смерть, вызванная чрезмерным сдавливанием области шеи во время занятий мастурбацией.