Сексология

Гомогендерная ориентация и поведение

Келли. Основы современной сексологии. Изд. Питер

Перевели с английского А. Голубев, К Исупова, С. Комаров, В, Мисник, С. Панков, С. Рысев, Е. Турутина

Гомогендерная ориентация и поведение. Часть 2

Гомогендерная ориентация и поведение. Часть 3

Гомогендерная ориентация и поведение. Часть 4

В этой главе проводится обзор исследований и теорий гомогендерной сексуальной ориентации, формирования гомогендерной идентичности и связанных с ней социальных проблем. В связи с тем что исследования в этой области зачастую затрагивают определенные культурные традиции и актуальные политические принципы, нельзя забывать, что каждый ученый является продуктом взрастившей его культуры, а следовательно выводы, к которым приходит исследователь в ходе своей работы, не редко зависят от его системы ценностей и личного восприятия проблемы.

В последнее время исследователи стали уделять особое внимание не только самому сексуальному поведению, но также динамике и особенностям любовных отношений между лицами одного пола. Гетеросексуальное поведение зачастую воспринимают в контексте романтических и любовных чувств, между тем как гомогендерные отношения слишком часто рассматривают исключительно сквозь призму сексуального поведения. Подобный подход едва ли можно назвать оправданным, поскольку между лицами одного пола также могут складываться устойчивые любовные отношения, а несексуальная близость имеет для гомогендерных пар не меньшее значение, чем для пар гетеросексуальных (Stein, 1993). В дальнейшем мы ознакомимся с полемикой, развернувшейся между сторонниками биологического эссенциализма и социального конструктивизма по поводу подхода к исследованию сексуальной ориентации. В последние годы данная область исследований вызывала повышенный интерес сексологов, а споры по этому вопросу периодически возобновляются.

ПОНИМАНИЕ ГОМОГЕНДЕРНОЙ СЕКСУАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

Понятия сексуальной ориентации и идентичности вышли за рамки представлений о маскулинности и фемининности, как только эти вопросы попали в поле зрения науки (Sanders &Reinish, 1990). В настоящее время маскулинность и фемининность рассматриваются не как изначально полярные сущности, а как комплекс относительно независимых черт, которые могут сосуществовать в поведении и психике индивида вне зависимости от его половой принадлежности. Согласно современным представлениям, маскулинность и фемининность представляют собой многоплановую систему особенностей, характерных в той или иной степени как для мужчин, так и для женщин. Постепенно мы начинаем понимать, что сексуальная ориентация не исчерпывается двумя полярными состояниями, а представляет собой многосторонний феномен.

Шкала Кинзи и ее недостатки

Приступив к исследованию сексуального поведения в 30-40-х годах, Альфред Кинзи сразу же столкнулся с отсутствием четких критериев, на основании которых можно было бы судить о гомосексуальности. Сексуальная активность между женщинами в те времена вообще не учитывалась, равно как и частота гомогендерных сексуальных контактов. Эпизодического сексуального контакта с лицом того же пола было достаточно для того, чтобы человека считали «гомосексуалом». Кроме того, в ходе социальных исследований не проводили четкой грани между поведением, ориентацией и идентичностью. Считалось, что сексуальное поведение человека в полной мере отражает его сексуальные желания и предпочтения.

В самом начале своих исследований Кинзи отметил, что значительное число людей обладают опытом как гетеросексуальной, так и гомогендерной сексуальной активности. Для своих исследований Кинзи создал шкалу сексуального поведения, в которой выделил семь категорий. Шкала предназначалась для классификации индивидов на основании их сексуального поведения и насчитывала семь показателей, от 0 до 6: 0 обозначал исключительно гетеросексуальное поведение, а 6 - исключительно гомосексуальное, или гомогендерное, поведение. Различные комбинации гетеросексуального и гомогендерного поведения классифицировались в соответствии с промежуточными показателями - от 1 до 5. К первой и пятой категориям Кинзи относил индивидов, для которых было характерно, соответственно, выраженное гетеросексуальное или гомогендерное поведение и которые, наряду с этим, обладали опытом, по крайней мере эпизодическим, иного сексуального поведения. Ко второй категории относились индивиды, которые имели многократный опыт гомогендерного поведения, однако проявляли большую склонность к гетеросексуальному поведению. К четвертой категории принадлежали индивиды, проявлявшие большую склонность к гомогендерному сексуальному поведению, но вместе с тем не раз вступавшие в гетеросексуальные контакты. К третьей категории относились индивиды, которые обладали приблизительно равным опытом сексуальных контактов с мужчинами и женщинами (Kinsey etal., 1953).

На основании психологической реакции и имеющегося опыта сексуальная ориентация индивида оценивалась следующим образом:

0. Исключительно гетеросексуальная ориентация.

1. Доминирующая гетеросексуальная ориентация с элементами гомосексуальности.

2. Доминирующая гетеросексуальная ориентация при наличии опыта более чем эпизодических гомосексуальных переживаний.

3. Гетеросексуальная и гомосексуальная ориентация в равных пропорциях.

4. Доминирующая гомосексуальная ориентация при наличии опыта более чем эпизодических гетеросексуальных переживаний.

5. Доминирующая гомосексуальная ориентация с элементами гетеросексуальности.

6. Исключительно гомосексуальная ориентация.

Кинзи отмечал, что для многих людей не существует строгой дихотомии между гомогендерным и гетеросексуальным поведением. Для того чтобы классифицировать респондентов в соответствии с адекватной категорией, он разработал данную шкалу рейтинга.

Шкалу Кинзи назвали «гениальным политическим приемом», поскольку он смог разом решить все вопросы, которые долгие годы не давали покоя исследователям, и раскрыл совершенно новую перспективу понимания сексуального поведения (Bullough, 1990). Сама шкала Кинзи и приложенные к ней статистические данные о сексуальном поведении свидетельствовали о том, что сексуальные контакты между лицами одного пола имели в США более широкое распространение, чем было принято полагать. Публикация этих данных способствовала оздоровлению обстановки не только вокруг людей, считавших себя геями и лесбиянками, но и вокруг тех лиц, которые были убеждены в собственной гетеросексуальности, но при этом имели опыт гомогендерной сексуальной активности. В связи с тем что в настоящее время сложилось понятие континуума сексуального поведения, сексуальные переживания уже не рассматриваются как исключительно гетеросексуальные или гомогендерные. Промежуточные показатели на шкале Кинзи наглядно проиллюстрировали идею разнообразия сексуального поведения, которое не может строго соответствовать одной из двух традиционных категорий. Скорее всего, именно подход Кинзи сыграл решающую роль в популяризации понятия гомогендернои сексуальной ориентации.

Многочисленные последующие исследования показали, что с увеличением объема знаний о сложном комплексе человеческой сексуальности биполярная шкала Кинзи теряет свою ценность, поскольку не соответствует в полной мере современному представлению о сексуальной ориентации как о составной части личности человека. Одним из недостатков шкалы Кинзи является допущение, согласно которому выраженность гомогендернои ориентация индивида обратно пропорциональна выраженности гетеросексуальной ориентации, и наоборот. Однако в последнее время считается, что эти характеристики во многом независимы. Люди могут проявлять сильные гетеросексуальные чувства наряду со столь же сильными гомогендерными эротическими чувствами, Гетеросексуальные и гомогендерные предпочтения могут быть в равной степени незначительными или варьировать в различных пропорциях. На протяжении жизни паттерны сексуального поведения и сексуальной идентичности могут претерпевать изменения. Например, согласно результатам исследования, проведенного Институтом Кинзи, из 262 женщин, считающих себя лесбиянками, 75% опрошенных вступали в сексуальные контакты с мужчинами по крайней мере один раз после достижения 18-летнего возраста (Sanders &Reinisch, 1990).

Распространенность гомогендерного сексуального поведения и влечения

Существуют значительные расхождения в оценках распространенности гомогендерного сексуального поведения. Согласно средним статистическим показателям Кинзи (Kinsey, 1948, 1953), на которые без дополнительных комментариев любят ссылаться исследователи, 37% мужчин и 13% женщин из 16 000 респондентов, опрошенных Кинзи в ходе исследования, по крайней мере один раз, начиная с подросткового возраста, вступали в гомогендерный сексуальный контакт, закончившийся оргазмом. Судя по этим же сведениям, 13,95% мужчин и 4,25% женщин, или в среднем 9,13% всей выборки, имели богатый опыт гомогендерных переживаний (21 или более сексуальных партнеров или 52 и более сексуальных контакта) или вступали в гомогендерные отношения более чем эпизодически (5-20 сексуальных партнеров или 21 -50 сексуальных контактов) (Gebhard, 1977). Нередко этот показатель округляется, и выходит, что 10% населения Соединенных Штатов являются геями и лесбиянками. Более современные данные свидетельствуют о том, что эти цифры, скорее всего, не соответствуют действительности. Это объясняется, в частности, тем, что исследователи из Института Кинзи не осуществляли случайную выборку из различных слоев населения, а кроме того, анализируя полученные сведения, руководствовались весьма расплывчатыми понятиями.

В 1973 году был проведен повторный анализ сведений, полученных коллективом Кинзи в ходе опроса 2900 студентов мужского пола. Оказалось, что Кинзи обошел молчанием тот факт, что, согласно результатам опроса, оргазм в процессе гомогендерного сексуального контакта испытывали либо респондент, либо его партнер мужского пола, но не обязательно оба партнера. При повторном сведении таблицы выяснилось, что 25% всех респондентов мужского пола имели опыт гомогендерных переживаний лишь в подростковом возрасте или опыт эпизодических гомогендерных контактов до достижения 20-летнего возраста (Gagnon & Simon, 1973). Согласно результатам ряда исследований, показатели распространенности гомогендерного сексуального поведения, которые приводит Кинзи, являются завышенными. В ходе опроса 739 мужчин, проведенного Луисом Гаррисом (Louis Harris), 4,4% респондентов сообщили о том, что за последние 5 лет они по меньшей мере один раз вступали в сексуальный контакт с мужчиной. Согласно результатам другого опроса, в котором принимали участие 3321 мужчина в возрасте 20-39 лет, лишь 2% респондентов имели опыт оральной или анальной гомогендерной сексуальной активности за последние 10 лет, а свою исключительно гомосексуальную ориентацию подтвердил только 1 % опрошенных (Billy et al., 1993). Данные Общего социального обзора Соединенных Штатов на 1994 год свидетельствуют о том, что связь с гомогендерным сексуальным партнером за предшествующие опросу 12 месяцев имели 2,6% сексуально активных мужчин и 2,5% сексуально активных женщин (Smith, 1995).

Исследователи, проводившие обзор Национального агентства здоровья и общественной жизни (NHSLS), пришли к выводу, что оценка распространенности гомогендернои сексуальной ориентации и сексуального поведения имеет множество нюансов и сопряжена с определенными проблемами. Обнаружено, что с возрастом паттерны сексуального поведения человека зачастую меняются, поэтому делать обобщающие и категоричные выводы относительно сексуальной ориентации определенного человека достаточно трудно. Кроме того, стало ясно, что не существует определенных критериев, касающихся влечения, благодаря которым можно было бы определить принадлежность индивида к лесбиянкам, геям или бисексуалам. Следует ли считать геем того, кто испытывает сексуальное влечение по отношению к человеку того же пола, однако ни разу не пытался реализовать данное влечение? Следует ли считать лесбиянкой женщину, если она, несмотря на свои чувства, ни разу не вступала в сексуальный контакт с другой женщиной? Кроме того, исследователи обратили внимание на то, что, по всей видимости, многие респонденты предпочитают умалчивать о своих гомогендерных симпатиях и поведении, поскольку общество осуждает такой образ жизни, а лица с гомогендернои сексуальной ориентацией подвергаются дискриминации. Исходя из этого, исследователи решили построить анкету таким образом, чтобы респонденты могли искренне отвечать на поставленные вопросы. Вопросы, касающиеся гомогендерного поведения и влечения; были сформулированы иначе, а понятие «гомосексуал» всречалось только в одном вопросе {Michael et al., 1994).

Согласно сведениям, полученным в ходе обзора Национального агенства здоровья и общественной жизни и касающимся трех аспектов гомогендернои ориентации, человеческая сексуальность является многосторонним феноменом (Laumann, Gagnon, et al., 1994). Вопросы, на которые предлагалось ответить респондентам, касались гомогендерного сексуального желания, а точнее влечения к лицу того же пола и привлекательности различных сексуальных действий, гомогендерного сексуального поведения и самоидентификации, то есть представления самого индивида о собственной сексуальной ориентации. Согласно сведениям, полученным в ходе опроса, люди испытывают гомогендерную сексуальную симпатию гораздо чаще, чем открыто проявляют свои чувства.

Вопросы, касающиеся желания, состояли из двух подпунктов, и ответы на них суммировались на диаграмме в шкале «влечение» и «привлекательность». Один из вопросов звучал следующим образом: «Привлекают ли вас в целом с сексуальной точки зрения...» Затем респондентам предлагались на выбор пять возможных ответов: только женщины, в основном женщины, женщины и мужчины, в основном мужчины, только мужчины. Около 4% женщин и 6% мужчин, принимавших участие в опросе, ответили, что в сексуальном плане их привлекают лица одного с ними пола. Отвечая на вопрос, касающийся степени привлекательности гомогендерных сексуальных контактов, 5,5% женщин и немногим больше 4% мужчин сообщили, что мысль о сексуальном контакте с лицом своего пола представляется им либо весьма заманчивой, либо просто заманчивой. Отвечая на вопрос, касающийся опыта гомогендерной сексуальной активности, менее 2 % женщин сообщили, что вступали в такие отношения в предшествующие годы, и около 4% мужчин сообщили, что вступали в подобные контакты после достижения 18-летнего возраста. В сексуальные отношения с мужчинами после пубертатного периода вступали 9% мужчин, принимавших участие в опросе, однако 40% этих респондентов (или 5% всех опрошенных) отметили, что практиковали подобные контакты лишь до достижения 18-летнего возраста. Около 2% мужчин сообщили, что вступали в сексуальные отношения с лицами своего пола в предшествующие годы. Следует отметить, что одним из наиболее ярких отличий, выявленных в ходе данного опроса между мужчинами и женщинами с гомогендерной ориентацией, явилось то, что большая часть гомогендерных сексуальных контактов у мужчин приходилась на подростковый возраст, между тем как женщины чаще всего вступали в подобные сексуальные отношения после достижения 18-летнего возраста.

Степень влечения к лицам того же пола определялась с помощью вопроса: «Привлекают ли вас в целом с сексуальной точки зрения... только мужчины, в основном мужчины, мужчины и женщины, в основном женщины, только женщины?» (Порядок предлагаемых ответов в вопросе, предназначенном для женщин, менялся). Степень привлекательности гомогендерных сексуальных контактов определялась при помощи следующего вопроса: «Как бы вы оценили сексуальный контакт с лицом одного с вами пола... как весьма привлекательный, отчасти привлекательный, непривлекательный, совершенно непривлекательный?» Самоидентификация определялась при помощи следующего вопроса: «Вы ощущаете себя... гетеросексуалом, гомосексуалом, бисексуалом, кем-то еще?»

Вне зависимости от степени сексуальной активности и влечения к лицам своего пола наименьшие показатели были получены при ответе на вопрос касающийся самоидентификации. «Гомосексуалами» или «бисексуалами» считают себя лишь около 2,8% опрошенных мужчин и приблизительно 1,4% женщин. Кроме того, исследователи, проводившие обзор Национального агентства здоровья и общественной жизни, стремясь оценить степень взаимодействия различных факторов, проанализировали все соответствующие сведения, полученные в ходе опроса 150 женщин (8,6% от общего числа опрошенных - 1410 человек) и 143 мужчин (10,1% от общего числа опрошенных - 1410 человек), для которых в той или иной мере были характерны гомогендерные сексуальные желания, поведение и самоидентификация.

Для 59% этих женщин и 44% мужчин в той или иной степени было характерно влечение к лицам своего пола или стремление к гомогендерным сексуальным контактам, однако они не сообщали о действительно имевшем место гомогендерном сексуальном поведении и не идентифицировали себя как лице гомогендерной ориентацией. Тринадцать процентов мужчин и 22% женщин, для которых было в той или иной мере характерно гомогендерное сексуальное поведение, не проявляли желания идентифицировать себя соответствующим образом. Всем трем категориям гомогендерной ориентации соответствовали лишь 15% из 150 респондентов женского пола и 24% из 143 респондентов мужского пола (Laumann, Gagnon et al., 1994). По результатам опроса студентов колледжей, проведенного журналом «Details», 3% мужчин и 1% женщин считали себя геями или лесбиянками, а 4% мужчин и 6% женщин - бисексуалами. Девяносто два процента опрошенных мужского и женского пола назвали себя гетеросексуалами (Elliot & Brantley, 1997).

Результаты анализа сведений, полученных в ходе опроса NHSLS, снова подтвердили тот факт, что критерием, на основании которого правомерно судить о распространении гомогендерной сексуальной активности, не может служить один показатель. Речь идет о многостороннем феномене, который в связи с этим доступен всевозможным толкованиям в зависимости от контекста. Из общего числа людей, которым гомогендерная сексуальная активность представляется желанной, лишь около половины мужчин и немногим больше 40% женщин когда-либо пытались реализовать свои желания.

Респонденты мужского пола, испытывающие сексуальные желания по отношению к мужчинам и вступавшие с ними в сексуальные контакты, считают себя геями («гомосексуалами» по формулировке, которая использовалась в ходе исследования) или бисексуалами чаще, чем женщины. Кроме того, согласно результатам исследования, респонденты, считающие себя лесбиянками, геями или бисексуалами, имеют, как правило, высшее образование и занимают хорошее материальное положение. Однако эти сведения могут указывать лишь на то, что респонденты, получившие высшее образование и принадлежащие к среднему классу, более охотно, чем иные опрошенные, сообщают о своей гомогендерной сексуальной ориентации.

Кроме того, сведения, полученные в ходе обзора Национального агентства здоровья и общественной жизни, свидетельствуют о влиянии на гомогендерную ориентацию таких факторов, как возраст и место жительства. Например, в крупных городах лица с гомогендерной самоидентификацией встречаются чаще, чем в небольших городах и провинции, хотя подобная тенденция имеет отношение скорее к геям, чем к лесбиянкам.

А - относится к 150 женщинам (8,6% от общего числа - 1749 человек), которые, по результатам опроса, обладали гомогендерной сексуальностью в зрелом возрасте.

Б - относится к 143 мужчинам (10,1% от общего числа - 1410 человек), которые, судя по их ответам, тоже обладали гомогендерной сексуальностью в зрелом возрасте.

Из общего числа жителей 12 крупнейших городов Соединенных Штатов более 9 % мужчин считают себя геями или бисексуалами, и 3 % женщин считают себя лесбиянками или бисексуалами. На основании этих сведений можно сделать вывод о том, что в крупном городе, где можно встретить представителей самых различных сексуальных культур и сообществ, вероятность развития гомогендерных отношений намного выше, чем в провинции. Наряду с данными о том, что люди с гомогендерными сексуальными интересами действительно предпочитают переезжать из провинции в крупные города, любопытными представляются и сведения о том, что среди коренных городских жителей чаще встречаются геи и лесбиянки, чем среди людей, выросших в провинции или небольших городах. Вероятно, в крупных городах легче вести гомогендерный образ жизни, а также заметить, понять и исследовать лиц с гомогендерной ориентацией.

Кросскультурная перспектива

Мы уже указывали на то, что даже в странах с разной культурой наблюдается довольно стойкое процентное соотношение между лицами с гомогендерной ориентацией и индивидами с гетеросексуальной ориентацией, а результаты современных исследований позволяют проводить в этом смысле между различными культурами, по крайней мере, некоторые аналогии. Результаты исследования распространенности гомогендерного поведения в Европе ненамного уступают данным, полученным в ходе опроса NHSLS. Согласно результатам масштабного опроса 20 055 респондентов в возрасте 18-69 лет, проведенного во Франции, 4% мужчин и 3% женщин имели опыт гомогендерной сексуальной активности. Из них 82% мужчин и 78% женщин вступали в сексуальные контакты с лицами мужского и женского пола. Количество респондентов, которые вступали в гомогендерные сексуальные контакты за последний год или за последние пять лет, было значительно меньше - соответственно 1,1% мужчин и 0,3% женщин, 1,4% мужчин и 0,4% женщин. Судя по результатам опроса, гомогендерное сексуальное поведение получило среди жителей Парижа более широкое распространение, чем среди провинциалов (Analyse des Comportements Sexuales en France Investigators, 1992).

В ходе опроса 18 876 респондентов, проведенного в Великобритании, были получены схожие статистические данные о гомосексуальной активности; гомогендерная активность женщин в исследовании не учитывалась. Шесть процентов респондентов мужского пола, по их собственным словам, обладали «некоторым гомосексуальным» опытом; 4 % респондентов однажды вступали в оральный, анальный или иной генитальный контакт с лицом мужского пола, а 1,4 % опрошенных вступали в такие контакты в течение последних пяти лет. Среди респондентов, вступавших в гомогендерные сексуальные контакты за последние пять лет, большую часть составляли мужчины, не достигшие 35-летнего возраста, между тем как мужчины в возрасте 35-44 лет сообщили, что поддерживали подобные отношения в прежние годы. Судя по результатам опроса, гомогендерное сексуальное поведение получило наиболее широкое распространение среди мужчин, проживающих в центральных районах Лондона: 9% жителей этих районов сообщили о том, что вступали в сексуальные отношения с мужчиной, из них 5% - в течение последних пяти лет (Johnson et al., 1992).

В некоторых культурных сообществах гомогендерное сексуальное поведение подразумевает изменение гендерной роли. Индивид не только вступает в сексуальный контакт с лицом того же пола, но также носит одежду и подражает поведению лиц противоположного пола. Возможно, изменение гендерной роли является своеобразным способом, социальной адаптации при отсутствии в данном обществе соответствующей гендерной идентификации. Примером «перевернутой» гендерной ориентации может служить, в частности, традиция бердачи, распространенная среди американских индейцев, живущих в прериях. Кроме того, в некоторых обществах гомогендерная сексуальная активность считается допустимой, если речь идет о лицах, имеющих определенный социальный статус. Если индейскому шаману было видение и теперь он должен вступить в сексуальный контакт с лицом того же пола, его соплеменники, скорее всего, воспримут это спокойно, учитывая авторитет шамана. В странах, где допускается многоженство, жен одного супруга довольно часто связывают нежные узы постоянных сексуальных отношений.

В каждой культуре формируются определенные установки по отношению к гомогендерной сексуальной ориентации. В Бразилии наблюдается неоднозначное отношение к гомогендерному сексуальному поведению. С одной стороны, в бразильских городах процветает субкультура геев, что привлекает туристов из разных стран мира, с другой стороны - некоторые бразильцы с менталитетом «мачо» преследуют и даже убивают геев, поэтому многие гомосексуалы в Бразилии опасаются за свою жизнь (Mendes-Leite, 1993). В прежние годы российское законодательство предусматривало уголовное преследование за мужские гомосексуальные действия; сексуальные отношения между женщинами не принимались во внимание. Благодаря политическим изменениям в России из Уголовного кодекса была изъята статья, касающаяся гомосексуальной активности, и геи смогли открыто заявить о себе после долгих лет нелегального существования. Однако гомосексуалы вполне обоснованно опасаются стать изгоями общества, поскольку, как свидетельствуют результаты опросов, большая часть населения России относится к геям негативно (Barshay, 1993).

Гомогендерная сексуальная ориентация и гомогендерные отношения в той или иной степени являются частью любой культуры. В некоторых странах к геям относятся с благосклонностью или терпимостью, в иных - осуждают или подвергают гонениям. Тем не менее гомогендерная субкультура возникает в любом обществе, и социальные нормы, по существу, не оказывают почти никакого влияния на ее формирование.

КРОССКУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА. ГЕИ ИЗ ЗИМБАБВЕ ОТСТАИВАЮТ СВОЕ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В КНИЖНОЙ ЯРМАРКЕ

Хараре, Зимбабве, 1 августа. Вопреки всем угрозам и противодействию со стороны правительства, организация геев из Зимбабве добилась в судебном порядке разрешения участвовать в международной книжной ярмарке и открыла сегодня свой стенд.

Президент Зимбабве Роберт Мугабе, который не раз заявлял, что гомосексуалы «хуже собак и свиней», запретил группе геев и лесбиянок принимать участие в книжной ярмарке. В прошлом году заявка на участие в книжной ярмарке, поданная группой, была отклонена.

Группа подала а суд на правительство и уже во вторник выиграла дело. Министр юстиции Зимбабве лично подал апелляцию в Верховный суд страны, ссылаясь на то, что книжный стенд геев на предстоящей ярмарке «нарушит мир, посеет смуту и явится пропагандой аморального поведения».

Кроме того, сторонники президента Мугабе поклялись снести стенд организации геев. Однако сегодня неустрашимые члены группы открыли свой киоск на книжной ярмарке.

На их стенде нет ни плакатов, ни брошюр, - лишь цветы. Однако этот стенд сразу же стал самым популярным из 300 киосков, открытых на ярмарке. Жители Замбабве, толпящиеся вокруг киоска, беседуют с представителями организации геев о гомосексуализме. В некоторых вопросах звучат нотки враждебности и язвительности. Иные вопросы вызваны обычным любопытством.

«Когда публика в Зимбабве увидит, что мы обычные люди, нас перестанут бояться», - говорит представитель группы геев Кейт Годдард.

«Может показаться, что в этом нет ничего особенного, - продолжает мистер Годдард, указывая на стенд. - Однако для нас это большой шаг вперед. Мы смогли рассказать о себе обществу, и это полезно для всех».

Джеральд Чибвания, член группы, добавляет: «Поначалу нам пришлось нелегко, однако теперь люди поняли, что мы обладаем такими же правами».

Угрозы не заставили себя ждать. Уже в субботу раздались первые предупреждения со стороны правящей партии Объединенного Патриотического Национального Фронта Зимбабве, который возглавляет мистер Мугабе, а также со стороны «Сангано Мунхумутапа», организации, претендующей на роль «культурной полиции» Зимбабве.

Многие политические организации Зимбабве единым фронтом выступили против геев после того, как правительство впервые отказало группе геев в регистрации их киоска на книжной ярмарке.

В ходе публичных выступлений президент Зимбабве Мугабе не раз осуждал гомосексуалов, именуя их «неафриканцами» и утверждая, что геи в Зимбабве не обладают никакими законными правами.

Группа геев планировала издавать брошюры, содержащие информацию о гомосексуальности и консультационной службе, открытой при организации, а также публиковать периодические издания Римской католической церкви и антологию сочинений геев из Зимбабве, в произведениях которых шла речь о терпимом отношении к сексуальным меньшинствам.

Однако, учитывая то обстоятельство, что Верховный суд мог в любую минуту отменить решение нижестоящей судебной инстанции, предоставившей геям право на участие в книжной ярмарке, члены организации решили обойтись без печатной продукции и просто отвечать на вопросы публики.

Враждебная позиция Мугабе по отношению к геям всколыхнула сексуальные меньшинства в мире, благодаря чему группа геев из Зимбабве получила ощутимую международную поддержку. После антигомосексуальных заявлений президента Мугабе, сделанных им во время визита в Нидерланды, голландская организация геев перечислила группе геев из Зимбабве 120 000 долларов. Немногочисленная группа, располагавшая весьма скромными средствами и пополнявшая свой бюджет в основном за счет членских взносов, неожиданно получила в свое распоряжение капитал, позволивший группе открыть свой офис и оплачивать услуги сотрудников.

Источник: New York Times, Augusts 2, 1996, p. A 4