Спектр сексуального поведения
Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. Изд. Питер
Перевели с английского А. Голубев, К Исупова, С. Комаров, В, Мисник, С. Панков, С. Рысев, Е. Турутина
Наша эпоха не имеет себе равных по разнообразию сексуальных ценностей и по той открытости, с которой люди относятся к своему индивидуальному образу жизни и сексуальному поведению. Вместе с тем для многих людей и для общества в целом наступил период хаоса. Наша культура старается привести разнообразные системы ценностей и сексуальные предпочтения в соответствие с политическими принципами демократического общества. Один из важнейших вопросов, стоящих перед обществом, заключается в определении допустимых границ сексуального самовыражения. Никогда прежде люди не имели возможности столь свободно выражать свои сексуальные чувства и с такой легкостью принимать любые особенности своей сексуальной индивидуальности. В то же время до сих пор не утихают споры о том, какое поведение и до какой степени можно считать приемлемым и допустимым.
На заре исследований сексуальности Кинзи исходил из концепции общей сексуальной разрядки, которая получила название «гидравлической теории» секса. С точки зрения Кинзи, оргазм служит разрядкой сексуального напряжения, а особенности сексуальной разрядки зависят от индивидуального уровня сексуального влечения. Таким образом, принципы выражения сексуальности уподоблялись законам гидравлики или движения жидких сред: в том случае, если определенный способ сексуальной разрядки недоступен, используется другой способ. Например, считалось, что аутоэротическая активность, в частности мастурбация, компенсирует недостаток сексуальных контактов с партнером (Laumann, Gagnon et al., 1994).
Эта концепция была во многом продиктована представлением о том, что источником сексуального импульса является биологическое влечение, периодически требующее удовлетворения. Однако, учитывая то обстоятельство, что некоторые сексуальные состояния, в частности генитальная стимуляция и оргазм, сами по себе являются источником удовольствия, едва ли правомерно вести речь о первичности сексуального влечения (Everaerd&Laan, 1995; Janssen& Everaerd, 1993). Результаты последних исследований типов сексуального поведения свидетельствуют, что своеобразие сексуального поведения каждого человека во многом зависит от того, какое значение придается тому или иному сексуальному поведению в определенной культуре (Laumann, Gagnon et. al., 1994).
Согласно результатам кросскультурных исследований, в каждой культуре бытуют свои представления о естественных сексуальных чувствах и нормальном сексуальном поведении. Увеличивается объем данных, свидетельствующих о ситуативном и изменчивом характере сексуальности, а также о том, что сексуальные потребности и поведение человека могут меняться в зависимости от обстоятельств его жизни. Тем не менее исследователи до сих пор не выяснили, каким образом формируются и меняются с течением времени индивидуальные сексуальные предпочтения, касающиеся сексуального возбуждения и оргазма. Как отмечалось в предыдущей главе, сексуальная ориентация развивается, по всей видимости, под влиянием многих факторов. При этом проявление тех или иных врожденных биологических факторов зависит от социальных факторов и факторов научения.
В сексуальных исследованиях прослеживается тенденция к пренебрежению различиями между реально осуществляемым сексуальным поведением, которое может быть оценено при помощи таких объективных критериев, как число оргазмов или тип поведения, и более субъективными эротическими переживаниями, связанными с воображением и эмоциями человека. Эротические переживания включают в себя, в частности, желание, иначе говоря, эмоциональное влечение индивида к тем или иным людям или явлениям. В упрощенном виде сексуальное желание - это интерес к определенной сексуальной активности, наедине с самим собой или вместе с партнером (Spector, Carey, & Steinberg, 1996). Судя по результатам исследований, желание и поведение не всегда непосредственно взаимосвязаны. Сексуальное желание отнюдь не всегда приводит к той или иной сексуальной активности. Иногда, наоборот, люди вступают в сексуальные контакты, не испытывая при этом особого сексуального желания (Beck, Bozman, & Qualtrought, 1991). Кроме того, субъективный эротизм включает в себя так называемую чувственность, т. е. эмоциональное наслаждение всеми аспектами сексуального переживания, а не только оргазмом.
Известно, что спектр сексуального поведения и сексуальных предпочтений действительно широк, а различные аспекты сексуального поведения рассматриваются сквозь призму медицины, правовых и моральных норм. В личном и общественно-политическом смысле сексуальность может служить символом власти или контроля. Кроме того, сексуальное поведение может представлять собой способ самовыражения или самоутверждения. Некоторые исследователи указывают на то, что понятие сексуальной «девиантности» следует трактовать лишь в контексте существующих в данном обществе норм, учитывая при этом их изменчивый характер и не забывая, что «сегодняшнее отклонение завтра может стать нормой» (Janus & Janus, 1993, p. 105).
Несмотря на то что ряд специалистов до сих пор используют для описания некоторых сексуальных предпочтений и действий такие термины, как «аберрантность» «девиантность», «ненормальность» и «перверсия», в последние годы предпочтение все чаще отдается двум другим определениям. Термин «вариантность» указывает на то что определенный сексуальный феномен является вариацией того сексуального поведения, которое считается в данный момент типичным или существует вне рамок доминирующего сексуального поведения. Термин «парафилия», несмотря на смысловое сходство с предыдущим понятием, чаще всего употребляется для описания сексуальных предпочтений и поведения, которые считаются патологическими и антисоциальными. В этой главе мы затронем более специфические темы, чем мастурбация, гетеро-сексуальность или гомосексуальность. Мы рассмотрим вариантные формы сексуального поведения и предпочтений, составляющие широкий спектр чувств и активности, из которого можно вычленить элементы сексуальной индивидуальности любого человека. Результаты исследований сексуального поведения подтверждают тот факт, что даже среди так называемых нормальных людей наблюдаются предпочтения самых разнообразных сексуальных стимулов, переживаний и действий, часть из которых можно считать даже правонарушениями.
Сексологи, изучающие проявления парафилии и вариантного сексуального поведения, установили ряд критериев, применяя которые можно определить, представляет ли собой то или иное предпочтение и поведение проблему для конкретного индивида. Так, считается, что проблемное сексуальное влечение является устойчивым и вызывает чрезмерное возбуждение. Индивид испытывает настоятельную потребность реализовать свои сексуальные фантазии и не может поддерживать «общепринятые» сексуальные или любовные отношения. По этим параметрам можно судить о степени выраженности проблем, связанных с саморегуляцией и управлением собственным поведением. Иными словами, обнаруживается значительное расхождение между желаемым и реальным поведением индивида. По некоторым свидетельствам, парафилия зачастую существует в комбинации с принуждением другого человека и «отыгрыванием» своих внутренних конфликтов (Krivacska & Money, 1994; McConaghy, 1993; McDougall, 1995).
УРОВЕНЬ СЕКСУАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И СЕКСУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
Согласно научным данным, для каждого человека характерны индивидуальный Уровень сексуального интереса и сексуальной активности, а также индивидуальная частота сексуальной активности. Некоторые люди несколько раз в день думают о сексе и испытывают интерес к сексуальным темам, между тем как другие, по их собственной оценке, редко думают о сексе или вообще не испытывают интереса к сексуальным темам (Michael et al., 1994). Казалось бы, чем выше интерес индивида к сексу, тем интенсивнее его сексуальное возбуждение и активнее стремление к сексуальному удовлетворению. Однако некоторые индивиды испытывают чувство вины и страх в связи со своими сексуальными предпочтениями и интересами и поэтому стараются практиковать сексуальную активность как можно реже. Некоторые находятся под сильным влиянием социальной среды, которая диктует определенные способы поведения. Другие люди проявляют довольно слабый интерес к сексу, однако, уступая личному и общественному давлению, считают сексуальное поведение своей обязанностью. Поэтому уровень сексуальной активности не всегда соответствует степени сексуального желания (Laumann, Gagnon, et al., 1994; Spector, Carey, & Steinberg, 1996).
Устойчивая позитивная реакция на сексуальные сигналы именуется эротофилией, между тем как устойчивая негативная реакция - эротофобией (Fisher et al., 1988). Степень эротофобии и эротофилии, характерных для того или иного индивида, зависит от множества факторов, включая процесс научения в детском и подростковом возрасте. Эротофилия и эротофобия влияют на многие аспекты сексуальной реакции индивида. Люди, для которых характерна эротофобия, склонны негативно реагировать на сексуальные фантазии, проявлять более слабый интерес к сексуальной активности, меньшую готовность к использованию контрацептивов во время половых контактов и испытывать чувство вины в связи со своими сексуальными фантазиями и поведением.
Для некоторых людей характерен крайне высокий уровень сексуального желания, гиперсексуальность, тогда как для других людей - ненормально низкий уровень сексуального интереса, гипосексуальность. Данные качества можно рассматривать как два полярных состояния на шкале эротофилии и эротофобии. Хотя снижение сексуального интереса может быть вызвано физическими и эмоциональными факторами, некоторые индивиды не испытывают никакого интереса к сексу всю жизнь. Разумеется, для большинства людей характерны средние показатели уровня сексуального интереса. В прежние времена гиперсексуальность привлекала к себе гораздо больше внимания, чем гипосексуальность. Сексуально активным личностям было труднее добиваться понимания и признания со стороны общества. Однако в настоящее время средства массовой информации сосредоточили свое внимание скорее на гипосексуальности и способах стимуляции сексуального желания. Подобное изменение установки в обществе, столь активно поощряющем проявления сексуальности и повышенного интереса к сексу, едва ли может показаться неожиданным (Hill & Preston, 1996).
Понятие промискуитет описывает сексуальное поведение, предполагающее вступление в случайные интимные связи с различными партнерами и избегание при этом эмоциональных отношений. Однако этот уничижительный с моральной и эмоциональной точки зрения ярлык нередко навешивают на всех людей, которые поддерживают сексуальные отношения с несколькими партнерами. В связи с тем что в нашем обществе по-прежнему господствует система двойных стандартов, понятие «промискуитет» приобретает более негативный оттенок применительно к женщинам, между тем как мужчины, практикующие промискуитет, зачастую пользуются всеобщим уважением и вызывают восхищение у собеседников впечатляющими рассказами о своих любовных «подвигах». Женщины, предпочитающие промискуитет, чаще испытывают чувство вины, страдают от самоуничижения и подвергаются общественному остракизму. Согласно клиническим данным, многие люди в определенный период жизни наслаждаются сексуальными контактами с разнообразными партнерами и по разным причинам предпочитают избегать эмоциональных отношений. В том случае, если человек не принуждает своего партнера к сексуальной активности, не перекладывает на него ответственность, принимает адекватные меры для снижения риска инфицирования венерическими заболеваниями и не сталкивается после таких контактов с внутренними конфликтами и негативными чувствами, у нас нет никаких оснований считать подобное поведение отклоняющимся (Ogden, 1994).
Тем не менее в некоторых случаях беспорядочные сексуальные контакты могут быть мотивированы патологическими факторами, включая неудовлетворительные личные отношения, враждебность к лицам противоположного пола и дефицит самоуважения. Индивиды могут ощущать потребность в самоутверждении. Мужчины, стремящиеся жить в соответствии с принципами и идеалами «мачо», ощущают потребность в своеобразном сексуальном испытании и мечтают о длинном списке сексуальных «побед» над женщинами. Женщины нередко используют секс для того, чтобы испытать ощущение власти и возможности распоряжаться собственной жизнью по своему усмотрению. Для некоторых людей высокий уровень сексуальной активности может стать навязчивой идеей. Навязчивое сексуальное поведение иногда представляет собой реакцию на те или иные стрессовые ситуации, в частности на расставание с родителями при поступлении в колледж, раннюю менопаузу, утрату близкого человека и т. д. Множественные половые контакты могут служить средством для того, чтобы уйти от проблем в случае трудных отношений с партнером или несложившейся семейной жизни, а также способом компенсации этих неудач или мести за них. Очевидно, что подобная мотивация чревата серьезными стрессами и проблемами для обоих партнеров (Krivascka & Money, 1994; Regan & Berscheid, 1996).
В том случае, если гиперсексуальность носит более навязчивый характер и сопряжена с неконтролируемыми сексуальными влечениями, которые обусловлены различными психическими расстройствами, речь идет об эротомании. Женская эротомания иногда именуется нимфоманией, а мужская - сатириазисом. Влияние системы двойных стандартов сказывается и на оценке мужской и женской эротомании. Нимфоманками нередко называют абсолютно нормальных женщин, испытывающих определенный интерес к сексу. Однако на практике определить наличие нимфомании достаточно трудно, а многие из существующих толкований этого явления покоятся на предрассудках, системе двойных стандартов и мужском шовинизме (Groneman, 1994,1995). К тому же это понятие представляется столь приблизительным и старомодным, что его не стоило бы употреблять вовсе. Эротомания и другие состояния, связанные с неуправляемым сексуальным желанием, встречаются крайне редко; диагноз эротомании, возможно, чаще всего бывает ошибочным (Coleman, 1992). Люди крайне редко обращаются за помощью в связи с чрезмерным сексуальным желанием, и даже в случае подобных обращений едва ли найдется много пациентов, которым действительно можно поставить диагноз эротомании.
Люди зачастую испытывают беспокойство в связи с повышенным или пониженным уровнем сексуального желания и сексуальной активности, особенно в тех случаях, когда уровень их интереса к сексу заметно отличается от степени сексуального интереса постоянного партнера. Индивиды, для которых характерен пониженный уровень сексуального желания и сексуальной активности, нередко кажутся скучными, неинтересными и даже подавленными. Научные данные, которыми мы располагаем в настоящее время, убеждают в том, что различия в уровне сексуального желания и сексуальной активности являются естественными для нормальной человеческой сексуальности. Нет ничего опасного и патологического в том, что некоторые люди часто думают о сексе и занимаются им, равно как и в том, что другие люди проявляют слабый интерес к сексу и редко вступают в сексуальные контакты (Over & Koukou-nas, 1995).
КРОССКУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА. БЛАГОДАРЯ ХРАМОВОЙ ЦЕРЕМОНИИ ИНДИЙСКИЕ ЕВНУХИ В ОДНОЧАСЬЕ ПЕРЕСТАЮТ БЫТЬ ИЗГОЯМИ
Кувагам, Индия. - В мгновение ока 10 000 евнухов превратились из неприкасаемых в счастливых новобрачных.
В ночь полнолуния, облаченные в свои лучшие сари и ювелирные украшения, евнухи вступили в храм, чтобы заключить брачный союз с Араваном, полубогом индийской мифологии.
В среду утром евнухи, ритмично ударяя в полые кокосовые орехи, с песнями и танцами тащили под уклон по грязной улице деревянную повозку с двадцатифутовым изваянием их новоиспеченного мужа. В финале церемонии, после того как Араван был обезглавлен, они били себя в грудь, сотрясаясь от рыданий.
По оценкам полиции, в праздничной церемонии приняли участие около 50 000 человек, включая 10 000 евнухов.
Евнухами в Индии называют не только кастрированных мужчин, но также трансвеститов и транссексуалов.
В индийском эпическом произведении «Махабхарата» повествуется о том, как Араван пожертвовал собой для того, чтобы повысить шансы своей семьи на победу в битве. Перед отсечением головы он пожелал жениться. Однако ни одна женщина не ответила ему согласием, и тогда индуистский бог Кришна сам превратился в женщину, стал супругой Аравана и вступил с ним в интимную близость.
В последнее десятилетие тысячи евнухов стекаются со всех концов Индии на ежегодную церемонию в Кувагам, деревушку в южноиндийском штате Тамилнад. Многие добираются до Кувагама из отдаленных городов, Бомбея и Нью-Дели, куда они сбежали из деревень, где были изгоями.
В Индии, где доминирующее положение в обществе занимают мужчины, а на гомосексуальность наложено табу, многие гомосексуалы вступают в городские кланы евнухов, оскопляют себя и живут как женщины. В общей сложности а Индии насчитывается 200 000 евнухов.
Никто из евнухов не живет в самом Кувагаме, в этой деревушке, жители которой позволяют ежегодно проводить праздничную церемонию, рассчитывая получить доходы от гостей и, что намного важнее, благословение от Аравана.
«Для нас это великий праздник», - говорит Бану, 28-летний мужчина с длинными черными волосами, облаченный в оранжевое сари, с черным гримом на лице и серебряными кольцами в ушах, с розовым ожерельем на шее и покрытыми лаком ногтями.
«Мы можем одеваться, как евнухи, никто нам этого не запрещает, никто ни в чем не упрекает».
По словам Бану, родители выгнали его из дома, когда ему было всего 12 лет. С тех пор он жил в одном городке, будучи членом местного клана евнухов. Подкопив денег, он решил вступить в более многочисленный клан в Бомбее.
В прежние века евнухи охраняли гаремы и тайные реликвии мусульманских правителей Индии или служили при дворе шутами.
Распространенная по всей Европе и Азии, культура евнухов достигла своего расцвета в эпоху империи Великого Могола 8 1550-1750 годах. Именно в этот период многие евнухи становились визирями, губернаторами и генералами.
Упадок культуры евнухов совпал с английской колонизацией Индии. Британцы постарались искоренить эту уродливую, по их мнению, традицию. Однако многие евнухи смогли выжить в городах благодаря попрошайничеству и проституции, источник: Watertown April 28,1994.
Целибат как сознательный выбор
В культуре, ориентированной на сексуальное удовлетворение и наслаждение, целибат, или безбрачие, может восприниматься с удивлением или даже вызывать подозрение. Иногда целибат является следствием определенных жизненных обстоятельств, например тюремного заключения или смерти партнера. Кроме того, в некоторых случаях безбрачие представляет собой естественное выражение асексуальности, которая характерна для людей, испытывающих слабый интерес к сексу. И наконец, целибат может быть сознательным выбором индивида.
Люди, для которых характерна эротофобия, могут придерживаться целибата в связи с тем, что сексуальность является для них источником чувства вины и страха.
Иногда по отношению к лицам, придерживающимся целибата, используется термин асексуальность, однако было бы ошибкой полагать, что подобные индивиды абсолютно лишены интереса к сексу и не способны испытывать сексуальное возбуждение. Согласно данным NHSLS (Национального обзора здоровья и социальной жизни), 4% мужчин и 14% женщин редко думают о сексе или вообще не интересуются сексуальными темами. Из общего числа респондентов 14% мужчин и 10% женщин сообщили, что за последний год у них не было ни одного сексуального партнера (Laumann, Gagnon et al., 1994). По результатам опроса учащихся американских колледжей, 20% молодых людей и девушек - девственники (Elliot & Brantley, 1997).
Некоторые священнослужители, в частности монахи, дают обет безбрачия, соблюдая церковные каноны. Иные люди отдают предпочтение целибату, следуя своим нравственным принципам. В западных странах растет число приверженцев целибата, значительную часть из которых составляют люди молодого и среднего возраста. Довольно часто выбор целибата является реакцией на неудачный или деструктивный опыт предшествующих сексуальных отношений. Нередко, отдавая предпочтение целибату, люди пытаются таким образом противостоять давлению, которое оказывает на общество сексуальная революция. С точки зрения некоторых индивидов, интенсивные сексуальные контакты являются источником напряжения в межличностных отношениях. В последние годы многие люди испытывают беспокойство в связи с быстрым распространением ВИЧ, и в этой обстановке целибат может показаться менее рискованным, более здоровым и в целом приемлемым образом жизни (Sprecher & Regan, 1996).
Целибат не всегда является симптомом тех или иных проблем или выражением чувства собственной неадекватности. Например, отношения между супругами со временем могут лишиться сексуального аспекта, однако это обстоятельство отнюдь не всегда воспринимается супругами как проблема. Нередко партнеров вполне удовлетворяют взаимная привязанность и глубокое уважение, а секс не является необходимым элементом отношений. Нельзя забывать и о том, что сексуальность не исчерпывается действиями, которые совершаются при помощи половых органов. Объятия, поцелуи, другие выражения нежности и заботы, а также иные формы физической близости, не имеющие непосредственного отношения к сексуальной активности, могут доставлять некоторым парам глубокое удовлетворение.
Определения
ЭРОТОФИЛИЯ - Устойчивая позитивная реакция на сексуальные сигналы.
ЭРОТОФОБИЯ - Устойчивая негативная реакция на сексуальные сигналы.
ГИПЕРСЕКСУАЛЬНОСТЬ - Необычайно высокий уровень сексуального интереса и влечения к сексуальной активности.
ГИПОСЕКСУАЛЬНОСТЬ - Необычно низкий уровень сексуального интереса и влечения.
ПРОМИСКУИТЕТ - Сексуальное поведение, предполагающее случайные половые контакты с различными партнерами.
ЭРОТОМАНИЯ - Весьма редкая форма психического расстройства, которая характеризуется навязчивой потребностью в сексе.
НИМФОМАНИЯ - Термин, который иногда используется для обозначения женской эротомании.
САТИРИАЗИС - Термин, который иногда используется для обозначения мужской эротомании.
ЦЕЛИБАТ - Безбрачие, отказ от сексуальной активности с партнером.
АСЕКСУАЛЬНОСТЬ - Состояние, которое характеризуется пониженным интересом к сексу.