Популярные статьи

Альберт Швейцер - жизнь, отданная людям

В.В. Гажиев, А.И. Бобровицкая, В.А. Мельник

Государственный медицинский университет им. М. Горького, г. Донецк

Ключевые слова: история медицины, деонтология, персоналки

Истекающий XX век - "железный век" останется в памяти человечества благодаря невероятному нагромождению беспрецедентных социальных потрясений, грозных природных и техногенных катастроф и экологических катаклизмов. Достаточно упомянуть хотя бы следующее: две самые кровавые в истории человечества мировые войны, многочисленные гражданские войны, развал мировых колониальных систем, создание новых государств, демографический взрыв на ряде континентов, изменение климата на планете в связи с потеплением, проблема с появлением озоновых дыр и многое, многое другое.

Нельзя не признать, что и сегодня большая часть человечества мучительно ищет путей выхода из перманентного состояния отсталости, нищеты и голода.

Парадоксально то, что наш век многими исследователями определяется в истории цивилизации рекордным по проявлениям антигуманизма, жестокости и правового беспредела. И эта ситуация фантасмагорически сочетается с колоссальным духовным, гуманистическим потенциалом, накопленным человечеством на протяжении нескольких тысячелетий. Естественно, что во все периоды истории цивилизации и культуры существовало понятие "борьбы добра и зла". Философы, ученые, религиозные и политические деятели, лидеры и правители, филантропы, гуманисты и альтруисты, представляющие различные течения общественной мысли, философские и религиозные направления сделали огромный вклад в формирование понятий морали, общественной этики, культуры и идеалов гуманизма.

Имена и деяния выдающихся гуманистов всех времен и народов не только остались в благодарной памяти потомков, но и служат стимулами для иоиых поколении и борьое 'за создание более благоприятных уе.ювии существования человека на земле. Тем не менее многое разумное, правильное и доброе, заложенное в великих учениях и философских системах не реализовалось на пользу людей, наоборот, в своеобразном тупике систематически оказывались этика, мораль, культура, демократия и религия.

20 век выдвинул и поднял на небывалую высоту деятелей прежде всего политических и религиозных, которые были возвеличены своими связями с движениями масс, с различными переворотами и социальными эксцессами.

Достижения науки стали применять для создания средств, направленных против человечества, на манипулирование сознания и воли людей. В практику политиков укоренились демагогия и популизм. Как и в давние времена краеугольным камнем во взаимоотношениях людей во многих странах сохраняется, хотя и в разной степени закамуфлированное, право сильного. Над миром повисла и еще не устранена угроза атомной войны, тлеет опасность развязывания конфликтов с применением бактериологического оружия.

В настоящей статье дается очерк об уникальном человеке Альберте Швейцере, который на протяжении большой и плодотворной жизни не только исповедовал истинное человеколюбие и добро, но и на практике в своей многогранной деятельности реализовал идеалы гуманизма. Он никогда не представлял ни одной партии, или какого - либо движения и шел по жизни своим путем, не "играл в чужие игры", был прежде всего человеком индивидуальных действий и исповедовал личное благородство в обществе, признающем только обезличенную силу. Тем не менее его деятельность была не только замечена, она получила признание мировой прогрессивной общественности. Более того, совершенно не стремясь к этому, он приобрел репутацию и славу одного из самых истинных филантропов XX века. Когда - то он сказал:"Человек должен бороться, бороться со злом, а не сидеть сложив руки, ожидая божественного вмешательства" [З]. Эти слова по сути явились программой, символом его жизни и деятельности. Альберт Эйнштейн заметил о Швейцере: "Наконец - то в это трагическое столетие появился великий человек" [I].

Для нас медиков особенно значима и поучительна в его большой жизни прежде всего врачебная деятельность, которой он посвятил более полувека.

Когда 3 сентября 1965 года из африканской страны Габон пришла скорбная весть о кончине Альберта Луи Филиппа Швейцера, весь цивилизованный мир испытал глубокую скорбь.

А. Шнейцер родился 14 января 1875 года в городке Кайзерберге в Верхнем Эльзасе в семье потомственного протестантского священника. Несколько поколений его предков были пасторами и органистами. Начальное образование Альберт получил в сельской школе, затем продолжил учебу в "Реальшуле" в Мюнстере, а завершил среднее образование в гимназии в Мюльхаузене. В 18 лет поступил в Страсбург-ский университет, где одновременно осваивает философию, теологию и теорию музыки. Студентом второго курса был призван на солдатскую служоу, но не прекращал посещать, лекции в вузе по философии. Позже совершенствовал свои знания, слушая лекции в Парижской Сорбонне и Берлинском Университете. В 24 года (1899) получает степень доктора философии (тема докторской диссертации "Философия религии Канта"). Позже он подготовил диссертацию по теологии ( 1аина мессианства и страданий. Очерк жизни Иисуса").

Невзирая на научные успехи, А. Швейцер, следуя семейной традиции, становится

священнослужителем и трудится в скромном приходе. Но этот путь уже не его удел. А. Швенцера приглашают работать преподавателем в университет. Круг интересов молодого профессора необычайно широкий. Он прежде всего озабочен состоянием современной культуры и цивилизации. В 1900 году публикует работу об упадке (Ьилософии и культуры в современном мире. Готовит солидный труд о философии Канта, который был напечатан [5].

Исходным пунктом А. Швейцера в подходе к проблеме явилось растущее противоречие между прогрессом современной ему цивилизации и науки и идеалами гуманистической этики [8]. Параллельно своим разносторонним и многоплановым занятиям он, согласно семейной традиции, с увлечением овладевал секретами органной музыки. Довольно скоро он достиг в этой области столь высоких результатов. что был признан одним из лучших исполнителей органных произведений великого И.С. Бахл п Европе, а п последствие и п мире. Интересен также следующий факт его жизни и деятельности в этот период, когда А. Швейцер, профессионально изучая органостроение, внес ряд ценных предложений по усовершенствованию устройства этого популярного у любителей музыки инструмента.'В итоге он пишет серьезный труд по рационализации устройства органа, оцененный специалистами как классический. Интерес А. Швейцера к творчеству И.С. Баха получил свое выражение в создании нескольких глубоких исследований о нем. изданных в разных странах [б].

Вышесказанное о Швейцере свидетельствует. что в период расцвета своих творческих сил, он достиг многого, необходимого для благополучной и счастливой жизни: имел мировое признание, его ждала блестящая карьера в университетах Европы, или на музыкальном' поприще.

Однако, этот удивительный человек поступил иначе. Как христианин, следующий Евангелию, призывающему помогать ближнему, особенно увечному, угнетенному и страдающему, он с юных лет наблюдал' неразрешенные противоречия современного общества и не мог с ними смириться. В последствие в своей автобиографии он говорит: "Я сказал себе, что до 30 лет считаю себя вправе читать проповеди, заниматься наукой и музыкой, но после этого рубежа посвящу себя непосредственно служению людям" [5].

Для реализации своих помыслов он выбирает медицину. В тридцатилетнем возрасте в ореоле своих званий, известности, славы он поступает на медицинский факультет Страс-бургского университета. Учеба проходила нормально и была успешно завершена. В автобиографии. касаясь периода учебы на медицинском факультете, он отметил: "Изучая естественные науки, я почувствовал, что' соприкоснулся с действительностью, что нахожусь среди людей. для которых каждое утверждение требует обоснования и действия. Изучение естествознания для меня больше чем совершенствование знаний. Оно явилось событием в моей духовной жизни" [I].

Выбор места врачебной деятельности выпал на африканскую страну Габон. Из газет Швейцер узнал об объявленной миссией в Габоне вакансии на врачебную дол.' мл. Ламбарене. Сегодня весь просвещенг i ми, '.наст о Ламбарене. а тогда это было ^ытое Богом место.

Габон - государство в Центральной Африке, находится в зоне влажных лесов. Благодаря природным условиям относится к экстремальным регионам мира. В описываемый период Габон являлся колонией Франции. С 1910 по 1958 год относился к Французской Экваториальной Африке. С августа l^O года Габон -независимая республика. В своих более поздних записях А. Швейцер пишет: "Когда я поехал в Африку, я уже смирился с мыслью, что приношу три жертвы - лишаюсь возможности играть на органе, отказываюсь от академической преподавательской деятельности, к которой привязан всей душой, теряю материальную независимость и понимая, что вся моя даль-.нейшая жизнь будет зависеть от помощи друзей". Дальше он пишет : "Я читал и;т слышал от миссионеров о жллком физическом состоянии туземцев джунглей. Чем больше я об этом думал, тем непостижимее казалось, как это мы европейцы, так мало уделяем внимания великому гуманному долгу" [З]. Когда Швейцер со своей молодой женой Еленой Бреслау (она бы-.ла медсестрой) в 1913 голу ступили на африканскую землю, их потрясла могучая первозданная природа, мощь реки Огове. омывающей берега острова, на котором раскинулся Ламбарене - типичный колониальный поселок. где цари.ш отсталость, нищета, высокий уровень заПилепасмости псепочможпыми в том числе тяжелейшими тропическими болезнями. Молодую семью с самого начала ожидали суровые трудовые будни, необходимость устройства жилья, быта с одной стороны, а с другой -начинать свою врачебную работу. Прежде всего не было больницы, не было необходимых строительных материалов, полностью отсутствовали р.юочие - строители. Но зато. прослышав о приезде белого врача, п Ламбарене дпи-нулись 6о;1Ы)ыс из разных мест Габона. Можно было впасть в отчаяние, но молодая семья не сдалась. Туземные хижины переоборудовали в больничные помещения: например, старый курятник преобразили в операционную, жилье врача - п аптеку и т.д. Позже А. Швейцер вспоминал: "Я набрался мужества и остался. Нищета. которую я видел, давала мне силу для этого. а вера в людей поддерживала мою решимость. Я хочу верить, что найду немало таких людей. которые спаслись от тяжелых недугов и поэтому с готовностью согласятся помогать тем. кто находится в таком же положении, в каком находились сами" [I]. Строительство больничного комплекса проходило в очень сложных условиях. Первоначально были сооружены больничные корпуса (фактически бараки) из местных материалов (дерево, бамбук). Затем созидательная работа прекратилась, т.к. в связи с началом первой мировой войны в 1914 году доктор Швейцер, как эльзасец был интернирован французскими колониальными властями, а затем в 1^"17 году в качестве "военнопленного" был направлен в лагерь на территории Франции. И только в 1924 году после длительного вынужденного отсутствия Швейцер вернулся в Ламбарене. где застал полную разруху: большая часть построенных больничных помешенин исчезла, сохранился лишь один барак, используемый как приемный покой и операционная.

Начался новый этап восстановления и развития госпиталя, который в целом завершился в 1925 году. Постоянно возрастающее количество поступающих больных с различной патологией уже не вмещалось в восстановленной больнице и у Альберта Швейцера возник план постройки нового госпиталя. Территория, на которой предполагалось осуществить строительство нового больничного городка, была подарена Швейцеру правительством Франции еще при колониальном режиме. При сооружении новой больницы Швейцер выступал в нескольких ипостасях, не связанных с его врачебной профессией и многогранными знаниями и умениями: он оказался главным архитектором, десятником и даже рядовым строителем, а также специалистом и в других ооластях. Так, например, он руководил работой по обустройству колодцев, насаждению фруктовых деревьев, внедрению новых видов огородных и, прочих культур. В работе ему помогали европейцы, но основная работа выполнялась местными жителями, преимущественно реконволесцентами. Строительство в Ламбарене не прекращалось на протяжении всей деятельной жизни Швейцера. Со временем больничный комплекс приобрел черты современного медицинского учреждения, в который органически вплелись особенности местной тропической архитектуры, обусловленной климатом, строительными материалами, особенностями быта и менталитета местных жителей.

При этом ни одно правительство, ни одна организация не оказывали Швейцеру регулярной финансовой, или другой материальной помощи. В этой связи А. Швейцер постоянно был озабочен добыванием недостающих средств для самых различных целей: на покупку лекарств, продовольствия, оборудования и многого другого. Конечно, со временем у Швейцера появилось немало друзей, которые периодически направляли в Ламбарене денежную и гуманитарную помощь, но особенно важно знать и помнить то, что основные и притом немалые деньги были им заработаны лично. Все, что он зарабатывал литературной и концертной деятельностью было вложено в главное дело А. Швейцера - (ильницу в Ламбарене.

Больница насчитывала более 50 зданий, в которых одновременно размещалось в среднем до бб0 больных.

Характер лечебно-профилактической деятельности ламбаренской больницы имел свои особенности, что было связано также с личностью А. Швейцера. Медицинское обеспечение больных осуществляли всего 5 врачей и 16 медицинских сестер (все преимущественно из Европы). Они бь1ли добровольцами и заработной платы не получали. Им оплачивали проезд из Европы в Африку и назад, иногда давали .тпуск.

И , -n крайне тяжелого климата наолю-далась bi . ...ля текучесть кадров специалистов-европейц., но на смену убывшим прибывали новые добровольцы медики, жаждущие и^по-читавшие за честь трудиться рядом со Швейцером. В составе сотрудж ^ов были и африканцы, раннее больные. Освона определенный набор навыков медицинского характера, они стали верными и усердными помощниками профессиональных медиков.

Структура заболеваемости пациентов Ламбарене была естественно очень разнообразной. Больные стекались со всех районов страны до 800 -1000 км с самой различной патологией:

хирургической, соматической, гинекологической; в большом количестве поступали больные дети и женщины, нуждающиеся в помощи акушеров. Кроме того сюда обращались люди с болезнями глаз, уха, горла и носа, пациенты с заболеванием нервной системы, психическими расстройствами. Приходилось оказывать пациентам стоматологическую помощь и др. Однако наибольший удельный вес обращений приходился на инфекционные и паразитарные болезни - убиквитарные и присущие тропическим регионам. Среди болезней этой группы прежде всего следует назвать малярию, диаррейные расстройства, желтую лихорадку, сонную болезнь и многочисленные гельминтозы : аскаридоз, анкилостом идоз, филяриатоз, шистосома-тоз и др.

Серьезной проблемой для страны является также распространение среди жителей тяжелой болезни фрамбезии (неполовой трепонема-тоз). Эпизодически возникали специфические ситуации, требовавшие хирургической помощи в связи с нанесением людям травм дикими животными (крокодилами, бегемотами, леопардами, обезьянами и пр.). Врачи овладели методами оказания помощи укушенным ядовитыми змеями и членистоногими. Нередко поступали больные, страдающие авитаминозами и болезнями, обусловленными нарушением питания (бери-бери, пелагра, квашиоркор).

При таком положении вещей медицинская группа под руководством А. Швейцера осуществляла всю полноту необходимой, многоплановой лечебной помощи больным, поступающим в Ламбарене. Особенно важный и неоценимый вклад сделан Альбертом Швейцером и его соратниками в борьбу с проказой (лепрой) на территории Габона и сопредельных стран. Габон - одна из наиболее пораженных лепрой стран мира (проказа зарегистрирована у 2,3% населения). Ламбаренский лепрозорий - большая деревня, выросшая рядом с больничным комплексом - начали строить в 1953, а завершили в 1957 году. Строительство и обустройство крупнейшего в Африке лепрозория осуществлено на деньги от Нобелевской премии, которой А. Швейцер был удостоен в октябре 1953 года. Лепрозорий рассчитан на несколько сот стационарных больных. В настоящее время лепра уже излечивается. Выздоравливающие могут трудиться в мастерских кустарных промыслов, а также на плантациях бананов, сахару ного тростника, маниока. Больные проказой живут семьями и для детей создан детский сад.

Необходимо отметить, что больница Швейцера по ряду особенностей отличалась не только от европейских аналогичных учреждений, но и от государственных больниц африканских стран. Пациенты поступали на лечение к "Большому Белому Доктору" (так называли А. Швейцера местные жители), как правило, с запущенными заболеваниями и в сопровождении родственников, которые на период лечения оставались с больными для ухода за ними. Это

создавало дополнительные сложности (размещение, питание), но больница, в которой постоянно испытывалась нехватка персонала, приобретала необходимых помощников.

А. Швейцер установил следующие основные неукоснительные правила жизнедеятельности больницы обязательные для всех: а) забота о больном, б) соблюдение чистоты, в) соблюдение дисциплины. Никто не имел каких-либо привилегии, независимо от положения. национальности. Лечение было бесплатным. Существенной была и есть проблема языкового общения. Медицинские работники, европейцы и африканцы и больные принадлежали к разным этническим группам, общего языка нс было. в определенные периоды говорили по крайней мере на 15 языках и наречиях. Основными переводчиками были африканцы, усвоившие определенные навыки разговорной речи европейцев. Особенно остро на первых порах раоо-ты А. Швейцера стояла задача психологического характера: как найти дорогу к сердцу людей впервые в жизни общавшихся с врачами и не имеющих ни малейшего представления о научной медицине, как преодолеть недоверие к белому человеку, олицетворяющему колониализм0 Как заслужить доверие больных к врачу. к которому африканцы изначально испытывали прсдуоеждснис? Габонскис пациенты, например. таблетированные лекарства использовали как украшения. Они проделывали в таблетках отверстия, нанизывали на нитки и носили их на шее. в ушах и других частях тела. А. Швейцер и его коллеги ввели в обычай обращаться к больным со словами "брат" и "сестра".

Своеобразно решали вопрос питания больных и персонала. Пациенты готовили пищу себе сами. за исключение тяжелобольных и оперированных. Питание больных было преимущественно вегетарианским, что обусловлено типичной для Африки нехваткой белковой пищи. Это больной и старый вопрос, который не решается и сегодня. Во многих африканских странах, в том числе и в Габоне, в связи с распространением трипаносомоза (сонной болезни). к которому восприимчив крупный рогатый скот. этих животных не разводят. Переносчик сонной болезни - знаменитая муха це-це. Мясо животных - истинное и редкое лакомство для рядовых габонцев в том числе и для обитателей из Ламбарене - изредка поступало на стол. если удачливые охотники добывали из реки Огове крокодила или бегемота. Но зато рыба была на столе часто. Ее ловили в той же Огове. Положение с питанием касалось всех. для персонала и пациентов в меню различий не было. кроме требований, определяемых болезнью. С целью улучшения питания в больнице по инициативе Швейцера стали разводить домашнюю птицу.

Большой роскошью для жителей Габона являлась обычная поваренная соль. Поэтому Шпейцер ввел в обиход больницы приятный обычай: каждый выписываемый домой получал в подарок "на посошок" мешочек с солью.

Трудно перечислить все добрые дела Швейцера и его сотрудников. В его госпитале прошли курс лечения несколько сот тысяч человек. проведено несколько тысяч хирургических операций. Ежедневно получают амбулаторную помощь до 500 больных. Внедрены профилактические методы: все дети из ближаиших мест от Ламбарене проходят медицинские осмотры и подвергаются иммунопрофилактике.

В Ламбарене готовят также местные медицинские кадры. При госпитале организованы курсы медицинских сестер, где будущих специалистов обучают всему необходимому для работы с больными на современном уровне.

Медицинская деятельность Альберта Швейцера в Габоне была не единственным родом его занятии.

Он продолжал заниматься наукой, музыкой. лекционной деятельностью за пределами Африки. В период с 1933-1939 год университеты Пвропы присудили ему несколько почетнмх докторских степенен.

Бу 1учч тесно связанным с г iooi"' f. Швейцер, тем не менее, не мог не эа.чима-главной проблемой нашего "железного век. установлением длительного и прочного мира. Он участвовал в важных мировых акциях, был "активным противником ядерных испытании и политики гонки вооружении. Борьба за жизнь на земле, за мир связала Альберта Швейцера с выдающимися людьми мира. Г.го близкими друзьями были Ромен Роллан. Стефан Цвейг, Альберт Эйнштейн. Слртр и другие. Он называл и\ ^ ор.тгниками. поддерживал с ними активную переписку. Выше упоминаюсь, что п '1953 голу доктор Швейцер был удостоен Нобелевской премии мира за свою благородную. гуманную деятельность. В ноябре 1954 года в бело он произнес знаменитую Нобелевскую речь о проблемах мира в современном мире. Специального многопланового исследования требует мировоззренческая сторона духовного мира Швейцера. Исходный принцип его мировоззрения "благоговение перед жизнью", как основа нравственного этического возрождения чсловсчсстпп. Он призывал люлси признать друг дрма достойным доверия и счтал, что благоговение перед жизнью не исчезает, пока есть лю.ш. исповедующие Любовь [7].

Н.чслсдие Альберта Швейцера как мыслителя и философа нуждается в глубоком изучении и популяризации. Сегодня к этому источник} мудрости приходят люди нового поколения. чтобы приобщиться к извечным истинам Веры. 11адежды и Любви.

Интерес к личности и деятельности Швейцера в последние годы обострился у всех. кто озабочен поисками нравственных ориентиров.

В первую очередь, это относится к людям. избравшими своей профессией медицину. В СССР и даже в западных странах Альберт Швейцер не был оценен по достоинству и однозначно. Идеологический и научный официоз трактовал его в лучшем случае как абстрактного идеалиста, чудаковатого беглеца из техно-генного мира в девственные дебри Африки, где он уподоблялся некому "Доктору Айболиту". Кстати, работая в Габоне, Швейцер действительно лечил домашних и диких животных.

В советское время его имидж был отягощен еще званием "миссионер", кем он в действительности был. а по нашим воззрениям - это образ явно отрицательный. Затем отсутствие у него восхищения социализмом вообще и его советской моделью - не добавляли ему авторитета. Работы Швейцера практически не были

переведены на русский и тем более украинский язык. Историки медицины не занимались научными разработками, касающихся личности и деятельности Швейцера. Его опыт медицинской работы в тропической стране не получил отражения в учебных пособиях. В программах медицинских вузов о Швейцере не упоминали. В качестве исключения упомянем, что в 1971 году в серии "ЖЗЛ" была издана книга Б. Носика "Швейцер". Среди сотрудников в Ламба-рене советских врачей не было. Только один раз к концу его жизни Ламбарене посетила группа официальных лиц из Москвы.

Сегодня примером возрождения интереса к Альберту Швейцеру может быть названо основание в Варшаве Всемирной Академии медицины Альберта Швейцера, в состав которой входят профессора из 42 стран. В их числе ректор НМУ академик Е. Г. Гончарук. В правлении Академии состоят Лауреаты Нобелевской премии и сотрудники Швейцера по Ламбарене. Почетный Президент Академии - дочь великого гуманиста Рена Швейцер-Миллер. В правление Почетных Советников входит внучка Швейцера - Кристиана Енгол. Цель Академии - по словам Президента Польского академика медицины профессора Казимежа Имиелински - "гуманизация и гуманитаризация всех отраслей науки, особенно в медицине, поиски духовного наследства Альберта Швейцера (его идей, особенностей мышления, стиля жизни) и внедрения их в практику - особенно медицинскую"

14-15 мая 1999 года в Варшаве состоится под эгидой польской Академии медицины XI Международный симпозиум под лозунгом "Модель личности Альберта Швейцера и современная медицинская практика "

В.В. Гаде/ее, A.I. Бобровицька, В.А. Мельник Альберт Швещер - життя, в1ддане людям Державнии .медичнии университет ш. М. Горького, м. Донецьк

Альберт Швейцер (1875-1965) - шмецько-французський лжар, мислитель, близький до фиюсофн житгя; протестантськин теолог, м1сюнер, знавець музики та славнозвюний виконавець на орган! твор1в 1.С. Баха. В 1913 poui заснував шпнталь в Ламбарене (Габон), з яким назавжди пов'язав свое життя та д1яльн1сть. Грунтовании принцип його свггогляду - схиляння перед життям", як засада морального в1дродження людства. Був прихильннком 1ндив1дуальних дж, та сповщував особисту шляхетжсть в сустльств!, яке виэнае фактично чинн1сть безособово'1 сили. В 1953 poui оув удостоений Нобсл1вськоТ премп за велику гуманну, в першу чергу, л1карську д1яльн1сть. Автор багатьох книжок та досл1джень. Був почесним доктором наук декщькох Свропейських университет. В останнж час спостер1гаеться зростання жтересу багатьох, хто заклопотаний пошуками моральних ор1ентир1в, до особистост! Альберта Швейцера. (В1сн. пг.епщ.-1999.-Т.З, №2.- С.157-161).

V.V. Gazhiev. A.I. Bobrovitskaya, V.A. Melnik Albert Schweitzer, the life devoted to people Gorky stale medical university, Donetsk

Albert Schweitzer (1875-1965) is a German and French physician, thinker, close to the philosophy of life;

protestant theologist. missioner, connoisseur of music and famous organ player. In 1913 he founded a hospital in Lambarene (Gabon), his further life and activities beinii associated with it. The basic principle of his world outlook was "worship of life" as a pledge of a moral resurrect win of man. He was a partisan of tair actions and stood tor a personal nobility in the society'which actually recognized only inpersonal strength. He was a Nobel Prize Winner for his humane, above all medical, work (1953). He authored many books, investigations. Was a honontic cause, doctor of a number of European Universities. At present the interest of those seeking moral values and wishing to understand the personality and activity of Albert Schweitzer is increasing. (Arch. Hyg. Epid.- 1999.-Vob, ?2.- P.

157-161).

Литература

Геттинг Г. Встречи с Альбертом Швейцером: Пер, с нем. М.: Наука, 1967.- С.136.

Мелехов Б. Габон. М.: Мысль, 1977.- С.64. 4. Носик Б. Швейцер. М.: Молодая гвардия, 1971 - С 414

Сафронова Н. Альберт Швейцер. Благоговение перед жизнью. М.: Медицинская газета. 7.10.1990. _ _ 8. Швейцер А. Иоганн Сеоастьян Бах: Пер с нем. Москва, "Музыка", 1965.-С.125.

Швейцер А. Признать друг друга достойным доверия: Пер. с нем. М.: Медицинская газета 7.10.1990.

Швейцер А. Культура и этика: Пер. с нем. М.: Медицинская газета, 7.10.1990.

Гажиев В.В., Бобровицкая А.И., Мельник В.А. Альберт Швейцер - жизнь отданная людям//Вестник гигиены и эпидемиологии. - 1999. - Том 3, № 2. - С.157-161.