Мирология и человековедение

Религия

Главы из книги Андрея и Татьяны Соколовых "Мирология и человековедение (для школьников и их родителей)".

Как появились религии?

Представьте себя на месте древнего человека. Вокруг хищные звери или враждебные племена. То и дело кто-то из близких или знакомых умирает от какой-нибудь непонятной болезни. Ночью – темень, днем грохочет гроза, свищет ветер и сверкают молнии. В один год урожай хороший, дичи на охоте много, а в другой год, непонятно почему – засуха или наводнение, холод или испепеляющая жара. Неурожай и голод.

Человеку страшно. Человек хочет защиты. Человек хочет понять, что происходит и попытаться это изменить.

Но он еще не придумал поливальные машины, чтобы справляться с засухой, он еще не научился запасать впрок продукты и класть их в холодильник, он еще не построил больницы, не открыл прививки, антибиотики и всевозможные лекарства, которые могут защитить его от болезней.

Человек знает, что он мал – гораздо меньше мамонта и носорога. Знает, что он слаб – слабее медведя или буйвола. Знает, что почти все его братья и сестры погибли от болезней в раннем детстве. И знает, что когда он был мал, его родители – взрослые, мудрые и сильные смогли защитить его от многих бед.

Человек вырастает в страхе. Он становится большим и взрослым, но в душе остается напуганным ребенком и пытается найти защиту у кого-то большого и сильного. Кого-то, кто больше мамонта и сильнее льва, кого-то, кто поможет выжить. Кого-то, кто сможет повлиять на облака и принести дождь на поля. Кого-то, кто может командовать стихиями, так же как он сам командует огнем в костре.

И вот однажды, в момент особого отчаяния, человек вскидывает руки, человек начинает звать хоть кого-нибудь на помощь, и вдруг происходит то, что ему нужно, например, идет дождь.

И человек делает вывод, что это он смог до кого-то или чего-то докричаться. Что это его действия привели к тому, что произошло то, что ему было нужно. И он начинает повторять эти действия в схожих ситуациях, точно так же как повторяет удачные приемы на охоте или на рыбалке.

Постепенно эти действия дополняются и усложняются и превращаются в особый обязательный ритуал.

И человек хочет все это как-то назвать, дать этому имя, как дает имена гепардам и гиенам, детям и пище, оружию и растениям. И он придумывает название для этого нечто, которое прислало по его просьбе дождь. Придумывает имя для бога дождя.

И человеку не приходит в голову, что это может быть простым совпадением, случайностью. Что после долгой засухи всегда приходит дождь, как после ночи всегда приходит день.

Ведь случайностью нельзя управлять, случайность нельзя позвать или изменить. На случайность довольно опасно надеяться. А вот на что-то сильное, всемогущее, как папа или мама в его детстве, - можно. И следом за богом дождя появляется бог солнца, бог леса, бог смерти и все прочие боги, которых можно попросить о защите и обрести хоть немного больше покоя и уверенности в этом опасном и непредсказуемом мире.

В какой-то момент племя или деревня древних людей решает, что имеет смысл совершить ритуалы и обращаться к этим невидимым сверх-силам регулярно. На всякий случай. Защиты много не бывает. Да и в племени или деревне всегда есть какой-нибудь немощный старец или нервный житель, от которых мало проку и на охоте, и при сборе плодов. И племя поручает этому бесполезному в хозяйстве жителю наладить связь с высшими силами. Остальным некогда. Не смотря на все просьбы и молитвы, еда не начинает падать с неба. Ее все так же приходится добывать.

Религии возникли потому, что человек, в отличие от животных, всегда пытается изменить мир вокруг себя, подчинить окружающую среду своим желания.

И однажды человек, отвечающий за выполнение религиозных ритуалов, решает, что подчинить можно не только природу, но и людей своего племени.

И тогда он начинает сообщать своим соседям волю высших сил. Он начинает рассказывать про гнев богов и необходимость жертв. Он получает власть над своими соплеменниками, а заодно и дополнительные ресурсы, например – вкусную и обильную пищу.

религия

Ему не нужно при этом рисковать на охоте, не нужно трудиться в поле, не нужно наклоняться за грибами или ягодами. Ему достаточно пригрозить, что высшие силы, представителем которых его сделало племя, могут рассердиться и наслать засуху, если племя не будет ему повиноваться.

Для управления людьми служители религиозных культов придумали множество манипуляций.

Фараоны Древнего Египта просуществовали несколько тысяч лет, убеждая египтян, что они умеют управлять разливами Нила, а значит и количеством урожая на древнеегипетских полях.

Но эта байка срабатывала не всегда. Бывали годы, когда далеко-далеко от Египта, в истоках Нила выпадало мало дождей и в Египте, не смотря на все жертвы египтян и власть фараона, наступала засуха. И тогда люди, разочаровавшись в силах фараона, свергали его.

Проблема в том, что свергали они фараона, а свою веру и религию оставляли в неприкосновенности. И вместо того, чтобы развивать науку и придумывать более эффективные системы выращивания еды, они создавали себе нового фараона. И история с засухой – свержением – назначением повторялась через какое-то время вновь.

На смену многобожным религиям, несколько тысяч лет назад пришли монобожьи. Сначала, почти четыре тысячи лет назад, иудаизм, потом, примерно две тысячи лет назад, христианство и, около 1500 лет назад, ислам.

Эти религии использовали более удачную манипуляцию.

Один из самых больших страхов людей – страх смерти. Люди бояться смерти и не хотят умирать. Жрецы Древнего Египта это знали и обещали хорошему египтянину оживление после смерти. Для этого они придумали мумии.

Ни одна мумия, правда, так до сих пор и не воскресла, но в религии важны не доказательства, а вера. И люди верили, а фараоны и жрецы продолжали пребывать у власти в почете и роскоши.

Именно эту беспроигрышную идею жизни после смерти взяли из религии Древнего Египта несколько тысяч лет назад иудеи, примерно две тысячи лет назад - христиане и менее полутора тысяч лет назад - мусульмане.

Идея оказалась крайне удачной.

Вечная жизнь, воскрешение после смерти, райские сады и божественные награды после правильной, по мнению религиозных деятелей, жизни на земле, - оказались очень эффективным методом управления людьми.

Властители религиозных дум так же учли недостатки древнеегипетской религии и не стали претендовать на управление природой. Более того. Они придумали, как отвести от себя гнев верующих и направить его в нужную им сторону. Например, на ведьм. Или на людей, которые их плохо слушаются, а значит, плохо молятся, а значит, сердят Бога. И вот как раз они-то и виноваты в засухе, болезнях, неурожаях и всех прочих бедах. А священнослужители и властители – совершенно не при чем. Они даже готовы помочь возмущенным верующим избавиться от этих вредителей.

Сначала тех, кто был неугоден священнослужителям, изгоняли из селений, потом начали бить, забрасывать камнями, а потом и сжигать на кострах.

Еды и хорошей погоды от этого, правда, больше не стало, но зато власть священнослужителей сильно укрепилась.

Что на самом деле дает религия человеку?

Бог – это некий родитель, «большой брат», который управляет твоей жизнью. Таким образом, религия позволяет снять с себя ответственность. Я ни на что не влияю, ничего не решаю, если что, я тут не при чем.

Не потому ли среди верующих так много тех, кому совсем несложно договориться с совестью, убивать и пытать? Вспомните, жестокость крестовых походов. Пытки инквизиции. Сжигание в религиозном пламени ученых и мыслителей.

Всегда есть «большой брат», НЕКТО, который несет ответственность за все эти злодеяния, а «маленькие люди», вроде как, и не причем. Помолятся и простят СЕБЕ свои грехи, чтобы спокойно жить и «пировать во время чумы».

Современный человек – язычник.

Помимо единого Бога он создает себе других идолов. Иконами для многих стали Родина и «мать» (родители). Это святыни, о которых (как об умерших), либо хорошо, либо ничего.

Родина и «мать» не терпят критики и изменений. С ними можно только мириться, прогибаться и слушаться. Договориться и найти компромисс не выйдет. Для этого нужно уважать друг друга, как личностей.

Личность закладывается в детстве, но она, собственно, мало кого интересовала и интересует. Растили и растят винтики. А если вдруг через металл или через гранит посмели прорезаться ростки «разумного, чистого и вечного». Так это брак! И с ним поступали как с любым бракованным изделием: либо пытались все поправить, либо выбрасывали.

Любая религия – это не про защиту в трудностях, не про свободу, равенство или выбор. Это про безответственность, про подчинение, подавление. И это всегда про власть.

Любые идолопоклонства и верования, лишают людей рассудка и навязывают «удобные» ценности. Бездумной толпой легко управлять. Религия и государство – это механизм для управления толпами.

Многие родители, копируя религиозные модели, создают некий ореол собственной святости, чтобы, взобравшись на пьедестал, править над детьми.

Заметьте, что ученые никогда не выходят на митинги в защиту теории Эйнштейна, не взбираются на баррикады ради законов Ньютона, они просто делают то, что знают и стараются понять то, что им еще неведомо. Здесь самое главное - отсутствие пафоса и желания утереть кому-то нос, над кем-то возвыситься.

Открытия совершаются лишь тогда, когда человек готов признавать свои заблуждения и свободен для новых знаний.