Мирология и человековедение

Война

Главы из книги Андрея и Татьяны Соколовых "Мирология и человековедение (для школьников и их родителей)".

Почему бывают войны?

Войны не сильно отличаются от драк, только страдают от них больше людей. И не только страдает, но и умирает.

Как возникают драки? Кто-то хочет у кого-то что-то отнять. Кто-то на кого-то обиделся. А бывает и просто так, ради забавы. Или чтобы показать, кто главный.

И так бывает не только у детей. У взрослых тоже самое. Только результатом является не синяк под глазом, а смерть многих людей.

Люди воюют с незапамятных времен. И никак не могут остановиться.

Древние племена воевали за добычу. Одно племя отнимало еду у другого. Те, у кого отняли, вооружались и шли мстить. Опять воевать.

Когда возникли страны и государства, их предводители – короли, цари, князья – воевали с соседями, чтобы захватить побольше земли, людей, превратить их в рабов и заставить работать на себя.

Ну а если и не захватить, то ограбить.

Грабители существуют и сейчас – они залезают в чужие квартиры, магазины, банки и берут то, что принадлежит другим. Обычно, таких преступников ловит полиция.

Но королей и царей ловить было некому. Если только другому царю и королю.

И вот собирал какой-нибудь король войско, обещал ему богатую добычу. Т.е. обещал, что разрешит грабить жителей той страны, с которой собирался воевать. И шел на войну.

В древности война, захват земель и грабеж считались доблестью. До сих пор в учебниках истории восторгаются Александром Македонским или полководцами Древнего Рима, захватывавшими и грабившими другие народы и страны. Восхищаются Наполеоном, который ради своей славы и гордыни уничтожал и свой народ, и чужие народы. Ведь в битвах погибает не только противник. Погибают люди с обеих сторон. Погибают не только те, кто воюет на поле боя, но и мирные жители, которые оказываются на пути у войск.

Любопытно что, восторгаясь Древним Римом, Наполеоном или Александром Македонским, авторы учебников истории совсем иначе относятся к таким завоевателям как Атилла или Чингиз Хан.

Хотя и те и другие несли смерть и разрушения. И те и другие грабили и убивали. И те и другие несли мирным жителям горе.

В Средние века возникла еще одна причина для войн – идея. Крестовые походы, истребление католиками гугенотов и другие религиозные войны были основаны на идее, что есть только один правильный Бог, а остальные ложные. И нужно непременно захватить земли, где живут люди, верящие в неправильного Бога.

Разумеется, эти войны сопровождались все тем же хорошо знакомым грабежом. Неправильно верящих людей можно было ограбить, убить, отнять их землю и имущество. Священнослужители всех религий активно поощряли такие войны, а подчас и способствовали их возникновению. В прошлом веке это непочетное место священнослужителей заняли политики.

война

Иногда для подобных войн и грабежей даже не нужно было отправляться в дальние страны. Погромы еврейских домов, магазинов и деревень, периодически возникавшие в Европе и Российской Империи, геноцид армян турками Османской империи, истребление народа племени тутси людьми племени хуту в Руанде не требовало от грабителей и убийц покидать пределы своей страны. И все эти преступления, совершенные ради идеи и наживы, произошли в последние 100-150 лет. Грабить и убивать безоружных соседей оказалось очень заманчивым для людей, ослепленных идеей и жадностью.

Всевозможные идеи стали очень удобным предлогом для войн в прошлом и даже в нашем веке.

Идея превосходства одной нации над другой, а так же идея, что есть какие-то неправильные люди, веры и народы, привела ко Второй мировой войне и Холокосту. Гитлер и его нацисты в этой войне убивали евреев за то, что они евреи, цыган за то, что они цыгане, людей с психическими заболеваниями за то, что они больны. Славянские народы нацисты считали неполноценными людьми, достойными лишь рабства, потому что они славяне.

Разумеется, как и прежде, любые войны «за идею» сопровождались тотальными грабежами.

Как прекратить войны?

Герою книги Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» приписывается весьма точный ответ на этот вопрос. Он сказал: «Куда же вы, идиоты, стреляете? Здесь же люди!»

Справедливости ради надо сказать, что когда мы пытались найти в книге эту цитату, то мы ее не нашли. Но от этого данный рецепт не становится хуже.

Представим себе, что солдаты, получив приказ от лейтенанта, отказались стрелять. Лейтенант, получив приказ капитана, отказался отдавать этот приказ солдатам. Капитан отказался выполнить приказ полковника. Полковник – приказ генерала, а генерал – приказ главнокомандующего. Началась ли бы в этом случае война? Конечно – нет.

Что же может помочь воинам и их командирам отказаться выполнить приказ, рискуя своими погонами и имея большой шанс попасть под трибунал – в военный суд? Это антивоенное средство называется эмпатия – способность сопереживать другому человеку. Эмпатия позволяет нам заботиться о других людях. Эмпатия останавливает нашу агрессию. Эмпатия не позволяет нам стрелять в других людей. Ведь как только мы ставим себя на место этого другого человека, то получается, что мы должны выстрелить в себя. Эмпатия позволяет нам уважать жизнь, здоровье, мысли и чувства другого человека. И чем выше уровень эмпатии в каждом человеке, в каждом обществе, тем меньше происходит преступлений, драк, войн, тем счастливее живут эти люди.

Умение понять и почувствовать чужую боль может прекратить не только войны, но и буллинг, травлю в школе.

Проблема современного мира не в недостатке знаний, комфорта, еды или гаджетов, а в недостатке эмпатии.