Школа

Крах школьной концепции

Общее школьное образование в его нынешнем виде было введено в Европе в 18-м веке. Таким образом, общеобразовательной школе, как мы ее знаем, чуть меньше 300 лет.

За 300 лет учителя и государства научили жителей читать и писать. И вроде бы все хорошо, если бы не одно «но», которое говорит о качестве получаемого образования.

Плоская Земля, как закономерный итог обучения.

Оглядываясь назад, осознавая сколько денег, времени и сил было потрачено на получение человечеством школьного образования, можно констатировать только одно – полный крах самой системы передачи знаний. Ведь если бы система школьного образования была бы хороша, то мы не имели бы сейчас в популяции огромного количества «свидетелей плоской Земли».

Блеск и нищету школы можно обнаружить не только в странах бывшего СССР, где существовал миф о «лучшем в мире образовании», но и в других странах. Плоскоземельцы, ВИЧ-диссиденты и другие мракобесы, успешно получившие школьные аттестаты, существуют повсеместно. Они грамотны, они умеют считать и писать. Они даже поступают в университеты и защищают дипломы, оставаясь в своем развитии на уровне средневековья.

И это не удивительно. 300 лет школьное образование стагнировало и топталось на месте, а значит, катастрофически отставало от развития науки и адекватных методов преподавания.

Иначе и не могло быть. Система школьного образования в течение этих столетий существовала в стерильной, безальтернативной среде. Ничтожный процент частных и экспериментальных школ, полузадушенных госрегулированием, не в счет.

Потихоньку и повсеместно взятая под опеку государства система школьного образования была избавлена от конкуренции. Единые учебники и пособия, централизованно утверждаемые школьные планы и программы обучения не могли привести ни к чему иному, кроме как к вырождению.

Причину стагнации и загнивания школы легко понять, если внимательно приглядеться к мифу о лучшем школьном образовании в СССР.

Суть этого мифа в том, что данное утверждение невозможно было проверить. Школы СССР невозможно было сравнить со школами европейских или американских стран. Получалось, что оно «лучшее» из единственного. Конкурента не было. Система была закрытой.

Точно также система школьного образования в рамках всего мира является закрытой и безальтернативной в рамках каждого государства.

Да, сейчас существуют межгосударственные системы оценки качества обучения, в рамках которых в действительности сравнивается, какая школа деградировала меньше. Выбирается лучшая из худших систем. Ведь выбор осуществляется среди результатов государственных унифицированных программ.

Общеобразовательная школа в том виде, в котором она существует сейчас и существовала все эти три века, учила лишь зубрежке и угадыванию верного ответа. Учила единственно правильному решению. И не учила собирать и анализировать информацию, понимать причинно-следственные связи. Да и как могло быть иначе, если все, начиная от обустройства классной комнаты и школьной мебели и заканчивая одинаковой школьной формой, учебниками и программами обучения, было единообразно в рамках целой страны.

В связи с этим совершенно неудивительно то, что минимальное отклонение от единообразия, минимальные изменения в программе обучения, давали ученикам головокружительные преимущества.

Пример таких минимальных отклонений с максимальными последствиями – спецшколы. Любые. Языковые, физико-математические, гуманитарные, биологические, спортивные. Само обучение в школе по немного другой программе, выход за унифицированные общеобразовательные флажки, давало ученикам этих школ конкурентное преимущество, относительно учеников обычных общеобразовательных школ.

При этом важно, что это конкурентное преимущество распространялось не только на область специализации школы (языковую или спортивную), но и на любую другую область жизни. Выпускники языковых школ становились успешными журналистами, выпускники биологических, математических и спортивных спецшкол – успешными бизнесменами. И причина их конкурентного преимущества была не в углубленном знании языков, биологии или математики, а в том, что их учили немножко по-другому. Отличие это было, в реальности, весьма минимальным, но на фоне остального примитива единообразного гособразования давало огромные преимущества.

И до тех пор, пока государственная общеобразовательная система будет существовать в ее централизованном виде, пока на законодательном уровне государство будет ограничивать конкуренцию со стороны альтернативных и частных систем образования, мы будем иметь дело с последствиями этих ограничений в виде армий плоскоземельцев, сторонников геоцентрического строения Вселенной и антипрививочников, определяющих пол будущего ребенка по фазам Луны и позе для зачатия.

Алекс Фарнезе.