Педиатр

Инфицированное грудное молоко и дисбактериоз

Копанев Ю.А., Соколов А.Л. Дисбактериоз кишечника у детей

Естественное вскармливание материнским молоком - наилучший способ питания детей первого года жизни. Грудное молоко - это не только полезный для ребенка пищевой продукт. Оно обладает уникальными биологическими свойствами, которые отсутствуют даже в самых совершенных молочных смесях, предназначенных для искусственного вскармливания. Гормоны, биологически активные вещества, иммунные комплексы, живые клетки материнского молока оказывают мощное благотворное влияние на организм ребенка, обеспечивая нормальное течение процессов обмена веществ, устойчивость к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов [21]. Грудное молоко способствует заселению ЖКТ ребенка полезными микроорганизмами и препятствует размножению болезнетворных бактерий. У детей, отлученных от груди, развивается дисбактериоз с повышенным количеством УПФ [194]. Дети, вскармливаемые грудью, реже болеют не только кишечными, но и острыми респираторными инфекциями за счет того, что в грудном молоке содержатся лимфоциты, макрофаги, а также антитела к тем инфекционным заболеваниям, которые перенесла мать. Кроме того, кормление грудью не только оказывает уникальное биологическое воздействие на здоровье ребенка, но и благоприятно сказывается на психологическом состоянии и здоровье матери, в частности способствует предотвращению мастита и уменьшению риска развития онкологических заболеваний молочных желёз и яичников [119, 149, 168, 263].

Все вышесказанное не оставляет в настоящее время сомнений в преимуществе естественного вскармливания, когда речь идет о нормальном молоке здоровой женщины и его хорошей переносимости ребенком. Тем не менее, в повседневной педиатрической практике часто встречаются ситуации, когда перед врачом встает вопрос о сохранении или отмене кормления грудью. В частности, возможно ли безопасное естественное вскармливание, когда грудное молоко инфицировано УПФ? Вызывают ли условно-патогенные микроорганизмы из грудного молока нарушения биоценоза кишечника ребенка?

В нашем исследовании мы постарались выявить, присутствуют ли в составе микрофлоры кишечника детей, находящихся на естественном или смешанном вскармливании, условно-патогенные микроорганизмы, обнаруженные в материнском молоке, а также сравнить уровень инфицированности молока матери со степенью дисбактериоза кишечника ребенка.

Под нашим наблюдением находились 45 детей грудного возраста, получавших в качестве основного питания материнское молоко, инфицированное различными условно-патогенными микроорганизмами. У всех детей количество грудного молока составляло не менее половины всего объема кормления, большинство из них находилось только на естественном вскармливании. Забор молока для посева осуществлялся в тот же день, когда и забор фекалий ребенка. Все микробиологические исследования выполнены в лабораториях МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского.

В табл. 9 представлены микроорганизмы, обнаруженные в грудном молоке и случаи, когда те же бактерии обнаруживались и в составе микрофлоры кишечника.

Таблица 9

Встречаемость условно-патогенных микроорганизмов в грудном молоке и кишечной микрофлоре ребенка

Условно-патогенные микроорганизмы

Присутствие микроорганизмов

в грудном молоке

в микрофлоре кишечника ребенка.

абс.

абс.

%

Стафилококк эпидермальный

19

4

21

Стафилококк сапрофитный

7

0

0

Стафилококк коагулазоотрицательный

7

0

0

Стафилококк золотистый

9

2

22

Гемолизирующий стрептококк

6

0

0

Лактозонегативные энтеробактерии

14

3

21

Грибы рода Candida

5

0

0

В молоке некоторых женщин обнаруживались грамположительные кокки или энтерококки, которые не учитывались нами, поскольку это представители нормального микробиоценоза грудного молока [168].

Как видно из табл. 9, наиболее часто грудное молоко бывает инфицировано представителями кокковой флоры. У 44 женщин из 45 в молоке присутствовали условно-патогенные кокки, также отмечалось 14 случаев инфицирования молока грамотрицательными палочками (представителями энтеробактерий). Значительно реже из молока высевались грибы рода Candida - в 5 случаях. Только у 8 детей (17,8 %) в составе микрофлоры присутствовали условно-патогенные микроорганизмы из материнского молока. Обращает на себя внимание тот факт, что у детей чаще отсутствует микроорганизм, которым инфицировано материнское молоко.

При исследовании влияния количественного и качественного уровня инфицированности грудного молока на степень дисбактериоза кишечника у ребенка было замечено, что высокий уровень инфицированности молока, а также присутствие в материнском молоке нескольких видов УПФ (в том числе лактозонегативных энтеробактерий) часто сопровождаются значительными изменениями состава нормофлоры кишечника ребенка. В то же время, при таких же параметрах инфицированности грудного молока нередко нарушения биоценоза у ребенка минимальны или отсутствуют. Таким образом, мы не обнаружили строгой зависимости между наличием УПФ в материнском молоке и степенью выраженности дисбактериоза кишечника у ребенка. Это позволяет предполагать, что инфицированное молоко не является основной причиной развития дисбактериоза кишечника у ребенка.

Статистическая обработка результатов исследования представляла собой стандартную процедуру корреляционного анализа [17]. В табл. 10 приведен фрагмент нормированной ковариационной матрицы признаков: в строках данные о содержании УПФ в материнском молоке, в столбцах - аналогичные данные о состоянии биоценоза кишечника ребенка.

Таблица 10

Значения коэффициента взаимной корреляции (r)

Стафилококк эпидермальный

Стафилококк
золотистый

Энтеробактерии

Грибы рода Candida

Стафилококк эпидермальный

0,47997

-0,08016

-0,07014

0,112703

Стафилококк золотистый

0,039202

0,613892

-0,09381

-0,07045

Энтеробактерии

0,29604

-0,17415

0,352582

-0,08903

Грибы рода Candida

0,050189

-0,10426

-0,08486

-0,0533

Данные табл.19 свидетельствуют о том, что имеет место очевидная статистическая связь всех “одноименных” признаков за исключением грибов рода Candida, при этом все эти признаки информативны (по наличию одного нельзя судить о наличии других). В то же время “разноименные” признаки явно не коррелированы. Вывод: по результатам корреляционного анализа можно утверждать, что зависимость присутствия в материнском молоке золотистого стафилококка (r=0,6 > 0,5) близка к детерминированной: наличие одного признака с высокой вероятностью влечет за собой наличие другого (присутствие золотистого стафилококка в биоценозе кишечника ребенка). В свою очередь наличие в молоке матери эпидермального стафилококка или энтеробактерий заставляет подозревать возможность наличия их у ребенка, но вероятность такой ситуации меньше, чем при наличии золотистого стафилококка.

Кроме пар мать-ребенок, где микробиологические посевы были сданы в один день, у нас имеются данные о еще 40 парах мать - ребенок, получающий инфицированное грудное молоко, но забор осуществлялся не в один день, а с интервалом от 1 до 7 дней [53]. Эти данные также подтверждают выявленные закономерности:

1. УПФ, попадающая к ребенку с материнским молоком, не всегда приживается в кишечнике. Наиболее значимо для ребенка присутствие в материнском молоке золотистого стафилококка.

2. Отсутствует строгая зависимость между наличием УПФ в материнском молоке и степенью выраженности дисбактериоза кишечника у ребенка.

В связи с этим, нецелесообразно прерывать кормление грудью при обнаружении УПФ в молоке. Но все же инфицированное молоко - это один из факторов, который при длительном воздействии может привести к нарушению биоценоза кишечника у ребенка. Поэтому необходимо проводить коррекцию дисбактериоза кишечника у ребенка с одновременным лечением мамы, не прерывая естественного вскармливания. В большинстве случаев мы избегали использования антибиотиков при лечении мамы, отдавая предпочтение общеукрепляющим средствам, фагам и растительным антисептикам (таким как хлорофиллипт и ротокан) [138]. Микроорганизмы могут проникать в грудное молоко различными путями: через ЖКТ или верхние дыхательные пути матери лимфогенно, либо через микроповреждения кожных покровов. В связи с этим оправданно комплексное лечение.

Схема лечения матери при наличии инфицированного стафилококком грудного молока:

· принимать внутрь спиртовой раствор хлорофиллипта по 5 мл 3 раза в сутки натощак; курс - 10-14 дней;

· обрабатывать за час до кормления грудные железы, ареолы и соски таким антисептическим препаратом, к которому чувствительна выявленная в грудном молоке микрофлора (бактериофаги, хлорофиллипт, раствор ротокана) - курс 2-3 нед;

· не прерывать кормление грудью.

Данная методика приводит к существенному улучшению микробного баланса грудного молока, вплоть до полной элиминации микроорганизмов. Эту схему можно также использовать для профилактики воспалительных явлений в молочной железе. Побочного действия на ребенка, получающего грудное молоко, не отмечалось.