Вольному - воля
Евгений Топильский, психолог
При словах "волевой человек" невольно возникает образ личности с мощным подбородком, стальным голосом и железом во взоре, абсолютно уверенной в себе, полной энергии и решимости добиться своего во что бы то ни стало, - нечто вроде Шона Коннори в роли агента 007. Но мы-то с вами отнюдь не супермены, железо и сталь - это не о нас и не для нас. Мы живем скорее импульсами и побуждениями, чем рассудком и разумом. Не рвемся побеждать, покорять и овладевать. Избегаем конфликтов (и уж тем более не ввязываемся в них по доброй воле). В большинстве своем мы сговорчивы, не слишком уверенны в себе, склонны полагаться на других, любим ссылаться на неблагоприятные обстоятельства. Короче, живем по принципу "Ваша воля - наша доля".
Но почему? Почему "наша доля", то есть наша жизнь, - "ваша воля", то есть чья-то воля, чья-то решимость использовать нас, наши силы, наши возможности, наше время в своих интересах? Почему мы живем так непроизвольно? Да это же здорово, это хорошо, скажет кто-то. Это значит, что мы живем искренно, непосредственно, широко, руководствуясь движениями сердца. Но, к сожалению, это значит и еще кое-что - мы живем безответственно. Потому что ответственность - это всегда осознание ситуации и выбор своей позиции в ней. Тут уж не до "хотений" и "настроений". Единственно возможная линия поведения - "надо", "я должен".
Матери хочется прижать к себе ребенка, который трудно приходит в себя после многочасовой операции. Но когда он откроет глаза, его встретит не искаженное тревогой лицо, а светлая улыбка. Мать должна улыбаться.
Девушке хочется услышать, что она - та, которую искали всю жизнь. Но она должна ждать, пока ей об этом скажут. Такова ее роль в ситуации выбора спутницы жизни, которую ей надо сыграть как можно лучше.
А ежедневное вставание чуть свет (зимою - в темноте)? А давка в метро в час пик? А необходимость срочно выйти с собакой, поскольку именно тогда, когда ты, зверски усталый, расположился в кресле, псине приспичило?
Да вся наша жизнь, если вдуматься, ряд непрерывных схваток между "надо" и "хочется" (а чаще "не хочется"). Схваток порой микроскопических, порой - ощутимых. Но все они относятся к простым волевым актам - когда цель, приводящая к действию, очевидна и не отрицает существующего порядка вещей, не меняет течения жизни.
Но если пришла пора круто изменить жизнь, - например, развестись, или бросить рутинную работу и завести собственное дело, или подать в суд, зная, что ввязываешься в тягомотную и бьющую по карману тяжбу, - на сцену выступает сложный волевой акт. Сложный, поскольку действию предшествует борьба мотивов, процесс принятия решения.
Сложное волевое действие - драма в трех актах. Особенно суровы два первых - вышеупомянутые борьба мотивов и процесс принятия решения. Здесь приходится бороться не с обстоятельствами, а с самим собой, и эта борьба пожестче схваток атлетов на ковре.
Преодолеть собственную раздвоенность, трезво, нелицеприятно сопоставить ценности сегодняшнего дня, которые тебя больше не устраивают, с ценностями дня грядущего (а когда он настанет? и настанет ли вообще? - нашептывает тебе собственное малодушие), - тут требуется мужество. Куда там обвешанному смертоносными "железками" Джеймсу Бонду до скромного труженика, который хлопнул однажды ладонью по столу и во всеуслышание заявил: "Все, хватит, теперь я сам себе хозяин".
Человек, который должен принять решение, не сразу осознает, что обрушивается на него, какие гиганты из темноты собственного сознания мотают его из стороны в сторону, не давая успокоиться и сосредоточиться.
Нередко внутренние колебания настолько затягиваются и обостряются, что решение неожиданно приходит само собой, выскакивает как джинн из бутылки. Но это не оптимальное, не искомое решение, оно навязано страхом перед переменами. Будучи реализованным, оно скорее всего не распутает узлы, а затянет их еще туже. Или свойственное людям с темпераментом спонтанное решение проблемы, действие ради действия. "Надо ввязаться в драку, а там посмотрим", - как говорил Наполеон. Ему пришлось увидеть поле битвы после Ватерлоо, хотя, если бы он не слишком полагался на свой военный гений, этого могло не случиться.
Своим малодушием или, напротив, прекраснодушием ("Чего там мудрить, все обойдется") мы сами себя обрекаем на подобные зрелища. Мудрить надо. Воля (если это благая, добрая воля) ближе всего к мудрости, поскольку она не только способность осуществить задуманное, но и власть над собою и своими страстями, мыслями.
Допустим теперь, что первые два акта драмы воли отыграны - решение принято. Дело за "малым" - осуществить задуманное, сотворить его. Как? У нас нет ни волшебной лампы Аладина, ни даже орехового прутика, указывающего, где залегают водоносные пласты. Зато есть характер и, что гораздо важнее, мировоззрение, собственный взгляд на вещи. Фаталист, придя к чему-то, займет выжидательную позицию, оптимист - активную, но это не поможет им ни на дюйм продвинуться к цели, поскольку первый напоминает сломанную мельницу, а второй - мельницу без жерновов. Достигнет своего только тот, кто знает вкус ответственности, человек осознающий и выбирающий. Он не скиснет при первых неудачах, потому что решителен (а решителен, потому что храбр: привык бороться со своими страхами).
Он не опустит руки, потому что настойчив (кто боролся хотя бы с собственной ленью и знает, как безумно трудно и долго уходят дурные привычки, поневоле становится настойчивым). Он не сломается, ибо способен к самоконтролю и самооценке (не обольщается на свой счет, не переоценивает себя, понимает, что без падений не поднимешься).
Воля - понятие двуликое; у этого зеркала воистину два лица. Первое - воля как свобода, простор, отсутствие принуждения. Второе - воля как самоограничение, постоянная проверка чувства разумом. Но ведь так и задуман человек - жить не в четверть своих возможностей, а во всю высоту и глубину человеческих сил. Как сказал великий психолог Вольфганг фон Гете, "лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой".
ТВЕРДОЕ "НЕТ!"
Про дипломата говорят, что он должен десять раз подумать, прежде чем... ничего не сказать. Вести себя так - его профессиональная обязанность по защите интересов державы. Но нам с вами ни к чему вилять и уходить от прямого ответа на вопрос, когда жизнь требует его от нас. Допустим, наниматель предлагает вам унизительные условия работы. Или, наоборот, вы - руководитель и вам надо уволить нахала, а вы преисполнены человеколюбия. Да мало ли случаев, когда надо четко обозначить свою позицию!
Неумение быть твердым - не вина, а беда современного человека. На короткие расстояния его везет городской автобус. На дальние - поезд или самолет. Обогреваемся мы не у костра, а от центрального отопления. И нам не приходится снимать со стены щит и меч, чтобы защищать семью от набега кочевников. Абсолютно все за нас делает либо государство, либо сервисная фирма. А вот твердое "нет" почему-то приходится произносить самостоятельно, как и в те времена, когда человек был сам себе защитником.
Заставьте себя понять, что ваше категорическое "нет" не повредит делу и не нанесет ущерба партнеру. Малодушное соглашательство замутняет и расшатывает отношения. И наоборот, определенность ситуации после вашего высказывания откроет свободу действий всем участвующим сторонам.
Журнал "Семейный доктор" № 11 Ноябрь 2000 г