Психология

Коллектив: голубая мечта

Евгений Топильский, психолог

На работе проходит не лучшая часть нашей жизни. Почему не лучшая? Потому что работа и есть работа, землянику собирать куда приятнее. А еще потому, что все мы разные. Соединенные так называемыми производственными интересами в одно "производственное тело", мы частенько действуем друг на друга, как гвоздика на розу. Поставь их в одну вазу - и они завянут, причем быстро, как по приказу. Не получается у них коллективной жизни. А у нас - получается?

Чтобы группа людей получила право зваться коллективом (то есть чтобы гвоздика с розой не убивали друг друга, а давали некий новый, притом запланированный розово-гвоздичный аромат), она должна соответствовать по меньшей мере трем требованиям:

ИЩЕМ "КАДРА"

Когда-то на работу принимали по анкетным данным или по знакомству. Сейчас основной инструмент отбора - тестирование. Полагают, что оно дает реальную возможность оценить уровень профподготовки и интеллекта и, кроме того, рисует психологический портрет тестируемого. Допустим, человек успешно прошел тестирование и стал кандидатом на ту или иную должность. Теперь, чтобы застраховаться от ошибок, ему дают испытательный срок, в течение которого кандидат должен засвидетельствовать свою профпригодность. Засвидетельствовал - занимай свое законное место, получай персональный компьютер или хрусткий, с иголочки халат оператора. Все бы хорошо, только система эта, прекрасно и умно придуманная, не гарантирует, к сожалению, стопроцентного попадания в цель.

КОНЦЕРТ ДЛЯ СКРИПКИ С ОРКЕСТРОМ

Но вот случилось то, что в принципе хоть изредка должно случаться: фирме удалось набрать нужное число профессионалов. То есть первое условие существования коллектива выполнено. Теперь, чтобы обеспечить бесконфликтную и слаженную работу абсолютно разных - с разными представлениями о жизни, с разными предпочтениями, привычками, вкусами - людей, нужно четко распределить обязанности между ними. На этом этапе коллектив сродни оркестру, а оркестр - это прежде всего дирижер. Именно он читает партитуру и распределяет партии. У каждого она, естественно, своя. Партия первой скрипки не совпадает с партией скрипки второй, и перед барабанщиком и виолончелистом ставятся совершенно не схожие задачи. Результат (музыка) возможен только при условии досконального, от первой до последней ноты, знания каждым своей, и только своей, партии.

ОТОЙДИ В СТОРОНКУ

А теперь представьте себе, что сотрудники (оркестранты), вместо того чтобы впериться в свои компьютеры (ноты), приглядывают за соседом. Ведь они делают общее дело! Они коллектив! Флейта считает, что гобой недотянул, и дотягивает вместо него. Вторая скрипка категорически не согласна с интерпретацией первой скрипки и затыкает ей рот, перехватывая ее мелодию. Ужас! Какофония! Что делает дирижер? Вспыльчивый немедленно разгоняет обезумевший оркестр, терпеливый - всем вместе и каждому персонально объясняет, что вне жестких рамок профессионализма музыки быть не может. А профессионализм - это не только умение читать ноты и не только навыки игры. Это еще и самодисциплина, точное до педантизма знание границ своей партии, умение вовремя стушеваться, отойти в сторону, уступая место инструменту, которому на этом этапе доверили высказать главное.

ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!

Может ли дирижер сказать первой скрипке: "Дружочек, ты так чудесно играешь, что у меня сердце разрывается, а вот вторая скрипка чувствует себя лишней. Давай не будем огорчать ее! Играй похуже, пожалуйста. Или вот что - дай ей завтра сыграть твою партию! Ведь вы кончили консерваторию в один год, оба молоды, оба перспективны. Думаешь, не справится? Тогда позанимайся с коллегой! Подтяни до своего уровня!"
Не скажет так ни один дирижер на свете, если он в своем уме. Не скажет, потому что знает - есть способности, есть дарования, есть таланты. Никакое человеколюбие не сделает способность талантом, никакая гуманность не даст запеть второй скрипке так нежно и широко, как поет и плачет первая. Природой так устроено, не нами. А от нас зависит только понять, где талант, а где способности, и от каждого требовать и получать только то, на что он способен.

НЕ ЛЕЗЬ НЕ В СВОЕ ДЕЛО

Это очень важно - с предельной точностью очертить для каждого члена команды круг его обязанностей, границы, которые нельзя переступать. Таких границ множество - деловые, этические, даже эстетические. Но главная и самая зыбкая - граница деловых отношений. Есть альфа и омега делового общения, азбучные истины, незнание которых разрушает всяческие отношения вообще.

Запрещается:

Профессионалу (человеку, который любит свое дело и знает в нем толк), в сущности, нужно только одно: чтобы никто не мешал ему думать и делать, не вмешивался в этот процесс. Никогда профессионал не будет презирать того, кто знает и умеет меньше и хуже. Никогда не отнесется с пренебрежением к дельному замечанию - напротив, будет благодарен любому умному взгляду и слову со стороны. Единственное, чего не потерпит ни один профессионал, - профанации своей работы. Грубого, некомпетентного, непрошеного коллективно-анонимного вмешательства в нее.

НАЧАЛО - НАЧАЛЬНИК

Именно он отвечает за неприкосновенность означенных границ, стоит на страже профессиональной чести и достоинства своих сотрудников. Сумеет справиться с этой задачей - хвала ему. Не сумеет - коллектив не состоится, каким бы пластырем ни заклеивали царапины на теле этого уникального живого организма. Как говорит герой одной мудрой притчи Киплинга: "Так было и так будет: успех дела - заслуга одного человека". И это чистая правда.

А коллектив что же? Разве от него ничего не зависит? Разве не все мы льем воду на одну мельницу (решаем одну общую задачу, берем одну общую высоту)? Все так - и не так. Льем воду на одну мельницу, выдаем общий продукт только в том случае, если каждый из нас хорошо - глубоко, точно и скромно - делает свою часть (частицу, крупицу) общего дела, а начальник, он же дирижер, разобрался в наших слабых и сильных сторонах и не переламывает нам хребет, заставляя петь не своим голосом или затыкая горло излишней опекой. Разумеется, у начальника могут быть ближайшие помощники: барабан или первая скрипка - не суть важно. Но настраивает оркестр (коллектив), дает ему тон, определяет звучание - он. Никто не может сделать эту труднейшую работу за него. И не может, и не вправе.

Таким образом, третье условие существования коллектива - начальник, умеющий поставить дело так, чтобы лебедя не вынуждали ползать, рака - летать, а щуку не выбросили из воды (конечно, не просто так, не по злобе - исключительно во "имя коллектива", во имя "общего дела").

Может быть, этот теоретический, с высоты птичьего полета взгляд на коллектив поможет и вам решить какие-то свои "коллективные" проблемы?

Журнал "Семейный доктор" № 12 2001 г.