Правила Канта
Из книги Андрея и Татьяны Соколовой
«Мирология и Человековедение для школьников».
Что такое мораль, нравственность, толерантность?
В вопросе морали и нравственности путаются очень многие люди. И родители, и учителя, и священники, и полицейские. И не только путаются. Подчас сегодня они считают моральным или нравственным одно, а завтра или через год – другое. А бывает и так, что свой поступок они считают нравственным, а когда кто-то другой совершает то же самое, то его действие они считают безнравственным.
Происходит это потому, что люди часто подгоняют понятия морали и нравственности под то, что удобно им. И удобно не вчера или завтра, а сейчас.
И тут нам на помощь приходит наука. На этот раз – философия.
Немецкий философ Иммануил Кант почти 300 лет назад вывел простые и точные законы морали и нравственности, как за сто лет до него Ньютон открыл закон всемирного тяготения.
Но законам Канта повезло меньше, чем законам Ньютона. Людей обмануть оказалось гораздо проще, чем земное притяжение.
А придумал Кант вот что.
Он сказал, что любое свое действие или мысль можно проверить на предмет того, моральна ли она, нравственна ли она очень простым способом. Он назвал это категорическим императивом. (Вам не нужно запоминать это название).
Так вот, способ Канта для проверки своих мыслей или действий очень прост. Нужно лишь представить себе, что будет, если так же будут поступать все. Абсолютно все люди.
Например, очень хочется похулиганить. Проверка – хорошо ли будет, если вот прямо сейчас хулиганить начнут все вокруг. И те люди, которых мы видим, и тех которых не видим. Вообще все. Например, хирург, который именно сейчас делает операцию на сердце. Или водитель, который приближается к пешеходному переходу, по которому идет ваша мама.
Или хочется взять чужое. Без спросу. На время или навсегда. Ну, хотя бы ластик. И тут же можно проверить – хорошо ли, если все вокруг начнут брать и присваивать чужие вещи без спросу. Например, сосед возьмет вашу ручку, а учительница – портфель, а какой-нибудь незнакомый человек залезет в вашу квартиру и заберет кошку, телевизор или коробку конфет.
И так с любым действием. Хочется дернуть за косичку, хочется обругать, придумать обидное прозвище, обозвать. А что если так будут делать все? И кто-то начнет дергать маму за волосы, обзывать папу, придумывать прозвища вам и вашему другу.
Очень удобный и проверяемый закон для определения морали и нравственности.
Жаль только не все его соблюдают.
И в результате возникают не только драки.
И не все правильно определяют, что морально и что нравственно.
Например, взрослые частенько говорят, что носить короткие юбки аморально, а краситься – безнравственно.
Но давайте проверим это законом Канта.
Что будет, если все будут краситься или носить короткие юбки? Случится ли что-то ужасное? Или максимум, что произойдет – всем будет смешно.
И говорить в этом случае нужно не о морали и нравственности, а о толерантности.
Что же такое толерантность? Толерантность – это терпимость. Не толерантность – это не терпимость.
Представьте себе, что ваш сосед по парте пришел в школу с зелеными волосами, которые уложил в неимоверно фантастическую прическу.
А теперь представьте себе реакцию учителя. Будет ли она терпима и толерантна или нет?
Но ведь тело вашего соседа – это его тело и его собственность, так же как и одежда, в которой он ходит. И если он не обзывается, не дерется, не шумит на уроке, т.е. не мешает своим поведением другим ученикам и учителю учиться и учить, то это только его личное дело, как выглядеть и что надевать. Толерантный человек не будет делать ему замечаний.
То же самое и с длинной юбки или макияжем. Это личное дело того, кто надел юбку и нанес краску на лицо. Его лицо, его тело – что хочет, то с ним и делает, как хочет, так и выглядит. И если кто-то отвлекается или обращает внимание на его внешний вид, то это проблема не того, кто оделся и накрасился, а того, кто реагирует на чужой внешний вид.
И это имеет прямое отношение ко второму закону Канта.
Кант считал, что человек должен соблюдать только те правила, которые он сам себе придумал или сам добровольно принял, если их уже придумали другие. Конечно только в том случае, если эти правила отвечают первому закону – что будет, если так станут поступать все.
И для примера можно взять школьную форму.
Правило ходить в школу в одинаковой школьной форме придумали не школьники. И не конкретный школьник, собирающийся сегодня в школу и стоящий перед открытым шкафом, выбирая наряд. Правило школьной формы выдумали другие. Школьник может добровольно принять это правило, сделав его «своим», а может принять для себя свое правило, например, ходить в джинсах и толстовке. Это его тело, его одежда. Отказавшись от школьной формы, он не нарушает первое правило Канта. Если никто не будет носить школьную форму – школа не рухнет и процесс обучения не замрет.
Более того, когда-то так и было. Дети ходили в школу в том, в чем хотели, и это не мешало им учиться, а учителям – учить.
А вот если школьника учителя и директор будут наказывать за отсутствие формы или даже если просто будут делать ему замечания, то они будут вести себя не толерантно, аморально и безнравственно. В полном соответствии с законами Канта. Ведь в этом случае они не только начинают распоряжаться чужой собственностью – одеждой и телом, но и нарушают первый закон Канта – «что если все». И действительно, а что если все, в том числе ученики, начнут делать учителям замечания по поводу того, как они одеты, и требовать от них какой-то особой формы одежды. Хорошо ли будет? И обрадуются ли такому повороту учителя?
И отсюда следует очень любопытный вывод. Взрослые считают, что у них есть право делать замечания детям. И не стоит им в этом отказывать. Иногда их замечания весьма полезны для жизни, здоровья или обучения ребенка. Но право взрослых делать детям замечания, согласно первому закону Канта, означает, что и дети имеют право делать замечания взрослым. Дети – это часть тех «всех», на которых мы и проверяем, морально или аморально наше намерение, нравственно или безнравственно ли наше поведение.
И мы тут опять натыкаемся на весьма не толерантное отношение взрослых к замечаниям со стороны детей. И иногда даже на грубость и что еще хуже – на рукоприкладство, т.е. на побои.
И выходит, что взрослые опять поступают безнравственно и аморально. Ведь если все будут грубить и бить друг друга, то плохо будет всем.
Но тут мы подходим к очень любопытному моменту. А хорошо ли, исходя из первого закона Канта, «кивать» на соседа, родителя, учителя? Хорошо ли жаловаться «он первый начал», «а он то же так делает»? Ведь согласно второму правилу Канта нравственно и морально, когда мы сами устанавливаем себе правила, а не «киваем» на других. И хорошо ли будет, согласно первому закону Канта, если все будут говорить – «а вот он», «а вот все», - кивая на соседей, пытаясь снять с себя любую ответственность и следуя чужим правилам, а не своим?
Как писал Иммануил Кант: «Имей мужество пользоваться собственным умом».
Из книги Андрея и Татьяны Соколовой
«Мирология и Человековедение для школьников».