Текст
из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.
Иллюзия классики и древний китч
Скульптуры и барельефы.
Бродя по музеям и старым паркам, рассматривая иллюстрации в учебниках и туристических проспектах, мы привыкли, что «классические» скульптуры и барельефы однотонные, белые. Мы считаем это высоким искусством, единственно возможным и любую ярко раскрашенную скульптуру или барельеф воспринимаем как китч. Но мы заблуждаемся.
Началось это заблуждение с периода Возрождения, когда Микеланджело и другие скульпторы, беря пример с античных скульптур, стали создавать белые изваяния, считая, что так делали и античные греки и римляне. А античные художники делали вовсе не так! Их работы скорее напоминали современные индийские сувениры, раскрашенные в стиле «вырви глаз».
Но Микеланджело и другие скульпторы эпохи Возрождения про это не знали. Микроскопических остатков краски на статуях они обнаружить не могли, а оригинальная раскраска за много веков исчезла, оставив творения древних зодчих голыми в буквальном смысле – даже без краски.
Но в оригинале, все скульптуры и барельефы древнего Египта, Рима и Греции, которыми мы сейчас восторгаемся и бережем как великие культурные сокровища, были ярко раскрашены. Точно так же были раскрашены барельефы Мезоамерики или Азии. Сейчас же, если подобную скульптуру раскрасить, то она будет восприниматься как китч. И подвергнется критике. А в качестве примера «хорошего» искусства, скульптору приведут в пример… белые мраморные скульптуры древней Греции и Египта. Круг заблуждений замкнется.
При этом нужно, конечно, понимать, что древние раскрашенные скульптуры и барельефы, вне зависимости от того, что позже они выцвели и побелели или пожелтели, на самом деле являлись самым настоящим китчем. И речь идет не о мастерстве скульптора, а о задачах заказчика.
Скульптор-то действительно был мастером. И его работа действительно шедевр мастерства. А вот искусство ли это или китч – это уже большой вопрос.
В древности, да и в Средневековье, да и кое-где даже сейчас изображения, скульптуры и барельефы иллюстрировали лишь то, что было выгодно для власти. Светской или религиозной. По сути, это не сильно отличалось от соцреализма СССР или иной тоталитарной страны, ведь задача всех этих изваяний и изображений была одна – пропаганда и возвеличивание власти.
Ну а какое отношение пропаганда имеет к искусству? Никакого. Пропаганда – это просто реклама власти. И как любая реклама, в том числе и реклама товаров, она может быть выполнена с большим мастерством. Но, опираясь на утверждение, что это высокое искусство мы начинаем походить на мало образованых полицейских из фильма «Разрушитель» с Сильвестром Сталлоне и Сандрой Булок, где героиня Булок, вместе с напарником-полицейским из 2032 года, начинает напевать герою Сталлоне, под видом настоящих песен, куплетики из старых реклам конца 20-го века. От чего герой Сталлоне приходит в некоторое замешательство.
И нам надо бы научиться понимать разницу между мастерством творца и интересами заказчика, между искусством и пропагандой или рекламой, а не повторять как попугаи древние рекламные песенки. Перед предками неловко. Они же могут процитировать героя Сталлоне: «Запихните меня обратно в холодильник!»
Алекс Фарнезе.
Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).