Текст
из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.
Эволюция мозга
Ошибка, создавшая преимущество.
Чем мозг человека отличается от мозга животных?
Если посмотреть на мозг человека в сравнении с другими животными, то окажется, что наш, человеческий мозг по общей абсолютной массе не больше, чем у многих других животных, например, у китов или дельфинов. Если взять за критерий массу относительную, т.е. процент от массы тела, то картина получится еще ярче – у колибри и домовой мыши этот процент больше, чем у человека.
Если смотреть на макроскопическое строение мозга, то так же трудно найти значимые отличия. Обязательно найдется «менее разумное» животное с более развитым конкретным отделом мозга или толщиной коры – «серого вещества».
Так что же сделало нас такими умными (с нашей точки зрения) и позволило нам натворить домов, одежд, компьютеров и совершенно бесполезных позолоченных и инкрустированных безделушек?
Возможно, что все дело в том, как связываются у человека различные отделы мозга и отдельные нервные клетки. Куда подходят аксоны и дендриты, и в каком количестве. Выяснить это, возможно вскоре удастся. Современная техника уже фактически достигла таких возможностей.
Другое отличие может быть еще «тоньше», но гораздо важнее, и заключаться в особенностях передачи импульса, т.е. располагаться на уровне молекул, а не клеток.
Выявить эту особенность будет сложнее.
Но именно ее легче обосновать и предсказать.
Посмотрим на человека с точки зрения животного.
Что делает нормальное животное? Ищет еду и ест (или охотится и ест), спаривается (в основном по графику, детерминированному естественным отбором) и отдыхает.
И животные повторяют все это изо дня в день, из года в год.
Даже если животное что-то строит, то это происходит в одно и тоже время и фактически без изменений, и точно так же детерминировано отбором. Без принципиальных изменений. Никакой спонтанности.
Но если мы посмотрим на человека глазами животных, то мы увидим очень странное существо. Это существо спаривается, когда ему вздумается, вместо отдыха начинает петь и плясать, гонять мяч по траве или пялиться в телевизор, рисовать на стенах пещеры и молиться, глядя в небеса. С точки зрения животного, человек ведет себя крайне неразумно, непредсказуемо, спонтанно.
Как сумасшедший.
Именно эта спонтанность, которая свела бы с ума любое животное, решившее изучать человека, является ключевым отличием.
Когда возникло это спонтанное поведение?
Точно, конечно, неизвестно, но вполне возможно, что первый шаг, первое проявление спонтанности мозговой деятельности было то, что предок человека «слез с дерева». Точнее выжили в результате естественного отбора и эволюционировали в Хомо именно те особи, у которых произошла мутация, позволившая совершать спонтанные действия, первым из которых было то, что про-хомо слезли с деревьев.
Спонтанная активность нервной системы.
Если нервная система многоножки начнет работать с некоторой долей спонтанности, то многоножка начнет спотыкаться. А человек, благодаря этой спонтанности «догадывается», его «озаряет», он совершает открытия, пишет стихи, сочиняет музыку, придумывает глиняную посуду и каменный топор.
Но не все так просто.
Любое изменение при естественном отборе имеет свою цену. И она заключается не только в вымерших ветвях, популяциях, видах и подвидах Хомо, но и в том, какие люди окружают нас сегодня.
У спонтанности, как у любого другого признака есть норма реакции. Спонтанность может быть больше, может быть меньше. Может иметь крайние значения.
Спонтанность нервных импульсов у человека приводят не только к открытиям и изобретениям, не только к альтруистическим порывам, но и к вандализму, нервным тикам, психическим и неврологическим заболеваниям.
Точно так же как на одном полюсе спонтанной нервной активности стоят открытия, озарения и произведения искусства, на другом расположены крайние проявления спонтанности нервных импульсов – эпилепсия, шизофрения, психозы.
Психические заболевания – это цена прогресса и выживаемости.
Ни один живой организм на земле не подвержен психическим заболеваниям и отклонениям в такой степени, как человек.
Спонтанность нервных импульсов приводит не только к тому, что в мозгу поэта складываются строчки стихотворения, а в мозгу изобретателя – образ изобретения, но и к неусидчивости, отвлекаемости, проблемой с сосредоточенностью и концентрацией внимания. И в крайних точках – к психическим заболеваниям.
Возможно, именно спонтанности передачи нервных импульсов мы обязаны появлению видений и галлюцинаций, а так же появлению шаманов и религий.
«Люди не от мира сего», т.е. люди с теми или иными отклонениями в восприятии мира и в своих проявлениях, в древние времена легко могли выбиться в лидеры, в альфа самцы. А значит неограниченно передавать свои гены, несущие мутацию спонтанности нервного импульса.
Впрочем и сегодня, если мы посмотрим на поведение звезд, на действия удачливых бизнесменов, на выдающихся ученых и изобретателей, мы обнаружим, что они «не как все». Их слова, их действия, их формулировки часто удивляют, часто парадоксальны, часто выбиваются из общепринятой нормы.
Но вернемся в древность. И представим себе стадо (или племя) древних про-хомо, которые вдруг обнаружили, что рядом сильный хищник.
Зебры и антилопы в этом случае разбегаются, обезьяны лезут на дерево. Им не приходит в голову вступать в схватку и побеждать.
Но однажды в племени (или в нескольких племенах) появляется про-хомо с мутацией, который вместо того, чтобы убегать, не имея еще ни палки, ни топора, ни ножа, не обладая копытами, рогами или клыками, начинает орать и размахивать руками. И хищник останавливается в удивлении. Это необычно и ему нужно оценить ситуацию. Соплеменники начинают подражать «лидеру», которого на самом деле просто «переклинило», мозги которого выдали спонтанную активность, соединили новую цепочку нейронов, что и родило необычное решение и поведение. В итоге хищник уходит. Племя запоминает удачный ход, родившийся спонтанно, а особь, которую «переклинило», выдвигается в лидеры, получает преимущественное право передать свои мутировавшие гены и «ген» спонтанного (произвольного) пути передачи нервного импульса распространяется в популяции.
По аналогии «рождается» шаман, художник, религиозный лидер, вождь племени – тот, у кого первым возникает спонтанный нервный импульс и приводит к необычному поведению.
Всегда ли произвольный спонтанный импульс способствует выживанию?
Конечно, нет. Множество племен, популяций, семейств и стад древних про-хомо и Хомо вымерли из-за спонтанных действий, которые привели к ошибкам.
Точно также как спонтанность позволяет найти лучшее неожиданное решение, она же приводит к решениям ошибочным. Те, кто совершил ошибку – вымирают. Те, кто нашел новое удачное решение – выживают и получают дополнительные преимущества, относительно других племен, животных, хищников.
В принципе, действует это почти так же, как половой отбор, позволяя создавать больше комбинаций, что ускоряет эволюцию вида.
Мутация, которая привела к такой особенности нервной системы, добавила «мощности» эволюции Хомо, приплюсовав к генетическим изменениям поведенческие, что значительно ускорило отбор наиболее успешных особей. И вымирание не успешных.
Бывает ли спонтанное поведение у животных?
Бывает. Но оно не столь выражено и не столь вариативно, как у человека. И это не опровергает, а подтверждает теорию.
Не было никакого «скачка». Было обычное плавное неспешное эволюционное развитие. И ближайшие к нам человекообразные обезьяны – бонобо, шимпанзе, орангутаны тоже способны к спонтанным действиям. Но, по всей видимости, в меньшей степени.
Дефект как благо.
Таким образом, человек обязан своим развитием, эволюцией, прогрессу не каким-то особым метафизическим потусторонним явлениям.
Более того, спонтанность распространения нервного импульса, если вернуться к примеру с многоножкой, нужно скорее рассматривать как дефект работы нервной системы. Психиатры его именно так и рассматривают. Но именно этому дефекту мы обязаны своим комфортом и качеством жизни. Этот дефект позволил нам строить дома, изобретать машины и компьютеры, освоить все климатические зоны и создать произведения искусства.
Тот же дефект позволил нам стать самыми удачными охотниками и уничтожить огромное количество видов животных. Этот дефект лежит в основе возникновения религий и государств. Этот дефект породил все наши достижения. И он же лежит в основе всех наших проблем.
Алекс Фарнезе.
Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).