Текст
из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.
Проклятье гендерных ролей
Мальчики платят, женщины молчат.
Гендерные роли мужчин и женщин обусловлены биологически, законсервированы исторически и поддерживаются социально.
Когда-то, возможно, это было оправдано, но в 21-м веке выглядит совершенно архаичным и скорее является проклятьем, как для мужчин, так и для женщин.
На Земле более 7 миллиардов людей. Человечество совершенно не собирается вымирать, но установка, что женщина должна рожать и воспитывать, передается из поколения в поколение.
Мужчина, конечно, родить не может. Но существует ли недостаток людей на Земле? Ведь те же люди, которые настаивают на том, что главная задача для женщины – роды, утверждает и то, что планета уже перенаселена. Так может тогда и не стоит столь упорствовать в том, что смысл существования женщины – это дети?
У женщины в 21-м веке есть множество способов реализовать себя, свой потенциал, свои таланты и способности помимо родов.
Биологически, в результате эволюции, получилось так, что женщины физически слабее мужчин, а кроме этого беременеют, вынашивают, рожают и выкармливают. Это привело к тому, что с незапамятных времен мужчины на правах силы создали множество патриархальных устоев, которые пришлось на протяжении последних 150-ти лет взламывать активисткам феминистического движения.
Но, не смотря на более чем вековую работу, до сих пор над женщиной висит гендерное проклятье замужества.
Когда-то для женщины выносить и воспитать ребенка без помощи мужчины или племени было фактически невозможно. В период беременности женщина была уязвима для хищников и нуждалась в дополнительной защите. Выкормить ребенка в одиночку в более поздний исторический период тоже было и сложно, и рискованно, и несло прямую угрозу выживаемости и для женщины, и для ребенка. Так сложился институт брака и необходимость в какой-то разновидности замужества.
Однако наступил 21-й век. Большинство женщин в мире могут обеспечить и себя, и ребенка. Уровень медицины и социальной поддержки позволяют игнорировать необходимость брака и мужской помощи. Но какой вопрос интересует любое окружение незамужней женщины? - «Когда ты выйдешь замуж? Когда родишь?» Как будто на дворе все еще средневековье.
Два этих проклятья – ожидание замужества и необходимость беременности, на самом деле довлеют не только над женщинами, но и над мужчинами.
Ведь если женщина должна выйти замуж, то должен быть мужчина, который на ней женится. А раз женщина слаба и нуждается в защите от хищников, то мужчина должен ее обеспечить. И над мужчиной нависает проклятье «кормильца». Единственная его гендерная роль, которую общество считает допустимой, обеспечивать семью. И если женщина в результате общественных установок под влиянием проклятья гендерных ролей превращается в инкубатор, то мужчина превращается в кошелек.
Мужчина как личность, женщина как личность в контексте гендерной роли исчезает. Остаются две функции – кошелек и инкубатор.
Кроме кормильца, над мужчиной нависает проклятье защитника. Ведь он сильнее. Последствия этого проклятья довольно мрачные. Они означают, что мужчина обязан отдать жизнь, защищая слабых женщин. И все бы ничего, но результатом становится служба в армии и защита вовсе не слабых женщин, а других мужчин, обличенных властью и именуемых государством.
Второе последствие проклятья «силы» в том, что в случае судебной тяжбы, мужчина в большинстве случаев оказывается «крайним». Наиболее ярко это проявляется в делах о разводе. В итоге развода мужчина, как правило, проигрывает все, оказываясь, таким образом, как бы виновным. Он виновен – он же сильнее. Он виновен – он должен платить. Он виновен – дети остаются с матерью.
Но не спешите обвинять женщин. Этот текст вообще не про обвинения. Он про гендерные роли. Он про то, как мы сами себе навязали все эти проклятья и мракобесие.
Ведь раньше во всем была виновата женщина. Она была слабее. Ее права и статус располагался где-то между дорогим секретером и домашним скотом. У женщины не было прав. Она была собственностью мужчины, фактически вещью, фактически рабой. И если что-то случалось, то это, конечно, она, ведьма, наворожила и сглазила. И если измена, то виноват не мужчина, а женщина – это она соблазнила, околдовала.
А теперь бумеранг вернулся. Женщины мстят.
Но если задуматься, то все это то же самое средневековье. Просто наоборот. И пока мы не заставим себя вылезти из проклятья гендерных ролей, пока не почувствуем себя личностями, а не кошельками-кормильцами или инкубаторами-жертвами, мы будем продолжать жить в средневековье, не смотря на 21-й век.
И для того, чтобы начать жить в 21-м веке. Нужно запретить себе вопросы «когда замуж», «есть ли у тебя бойфренд», «когда рожать будешь», а «когда второго». Нужно прекратить с пеленок моделировать «девочки – розовое», «мальчики – голубое». Нужно осторожнее относиться к мультикам и сказкам, где главной целью является выйти замуж. И желательно за принца. Нужно самим перестать разыгрывать и навязывать другим средневековые гендерные функции.
21-й век – век личностей, а не функций.
Алекс Фарнезе.
Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).