Теории

Текст из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.

Палео-Инстаграм

Ошибки интерпретации.

Давайте пройдем по любой картинной галерее, где представлены работы художников и скульпторов древности, средних веков, начала нового времени. Примерно до 19 века. Что мы увидим?

Множество батальных сцен, огромное количество обнаженных тел, большое количество религиозной живописи.

Будут, конечно, и пейзажи, и портреты (часто в доспехах). Будут и натюрморты с изобилием всевозможной еды.

Давайте представим, что у нас больше нет никаких данных об этом времени.

Какие мы сделаем выводы?

Логично будет предположить, что люди постоянно воевали, молились, ходили обнаженными и весьма обильно питались. Логично, но, как мы знаем, в корне не верно.

Потому что все эти картины не более чем средневековый или древний, или не очень древний Инстаграм.

Давайте перенесемся в наше время и представим, что человечество исчезло и все, что от него осталось – это наиболее популярные фотки в Инстаграме?

Попробуем представить, что это было за человечество?

О, это было чрезвычайно счастливое человечество, но которое почему-то исчезло. Оно жило крайне богато и обильно. Его населяли сплошь красавцы и красавицы. Питалось оно исключительно в ресторанах и исключительно деликатесами. Да и вообще почти все время только и делало, что отдыхало или, в крайнем случае, занималось фитнесом.

Логично? Логично. Верно? Не верно.

Давайте теперь немножко копнем землю на полях сражений? Что мы обнаружим? Остатки консервных банок из-под тушенки, гильзы и множество человеческих и лошадиных костей.

Логично ли будет предположить, что люди этого времени питались чем-либо, кроме мясных консервов? Есть ли у нас хоть малейшие данные на основании раскопок о том, что эти люди ели кашу, хлеб, макароны, картошку? Нет. На «местах стоянок» этих «древних» людей обнаруживаются только «кости» консервных банок.

Однако, не смотря на очевидные в этих случаях ошибки интерпретации, мы уверенно судим о жизни наших далеких дописьменных предков по раскопкам в пещерах, наскальной живописи и количестве найденных каменных орудий.

Мы не фиксируем в Инстаграме ежедневную трапезу.

Художники до середины 19-го века фактически не изображали ежедневный быт. Но мы почему-то считаем, что если на скале нарисована сцена охоты, то это сцена ежедневного быта, а не уникальное или хотя бы редкое событие.

Картин с распятием или воскрешением Христа существует великое множество, хотя это событие произошло лишь однажды.

Почему же мы предполагаем, что сцена охоты на бизона – это многократно повторявшееся событие?

Палеонтологи говорят – а как же кости! Вот же множество костей животных.

Конечно. А вот множество консервных банок, оставленных туристами возле стоянки, где они отдыхали всего лишь месяц и ели в основном вовсе не тушенку, а макароны и кашу. Но макарон и каш в земле не осталось, а консервные банки – остались.

Ученые говорят, что обнаружили множество костей, возле стоянки. Хорошо. Давайте соберем эти кости и поймем, скольким целым животным они принадлежат. Ведь если мы разбросаем на той же стоянке кости пяти человек, то их общее количество превысит тысячу.

И если возле стоянки сотня тысяч костей, например, антилоп или древних лошадей, то это значит, что это кости всего лишь нескольких сотен животных.

А сколько времени существовала эта стоянка? Год, два, десять? А сколько человек на ней жило? Десять, тридцать, пятьдесят?

Произведя расчеты, мы можем с удивлением обнаружить. Что жившие на этой стоянке люди съедали не более нескольких лошадей в год. На все племя. Т.е. если они питались только мясом, то они явно голодали. Причем жестоко.

Антропологи говорят, что вот же стрелы, ножи. И мы вспоминаем гильзы, вспоминаем батальные сцены в галерее, вспоминаем современный Инстаграм. От картошки и хлеба ни в земле, ни на картинах, ни даже на фотках нет и следа. Но именно хлеб и картошка были основным рационом тех, кто писал картины, пал на поле боя и делал фотки в ресторане для Инстаграма раз в месяц, а то и раз в год.

Антропологи говорят – у нас есть изотопный анализ и он показывает, что кроманьонцы ели в основном мясо. Но тот же анализ показывает, что львы ели меньше мяса и больше растительной пищи, чем люди. Может что-то не так с трактовкой изотопного анализа? Может в этом методе есть недостатки и ошибки?

Антропологи говорят, что мясо есть легче, чем растительную пищу, проще пережевывать, поэтому уменьшился размер челюсти и вырос мозг. Возможно это и так, но опыт говорит, что шашлык все-таки жестче, чем банан или персик, ячменная каша или хлебная лепешка.

Антропологи говорят, что охота требует интеллекта и это способствовало развитию мозга. Но почему-то не из гиен, не из волков – прекрасных стайных охотников, со стратегией и координацией охоты, - не получилось ни математиков, ни физиков, ни даже антропологов.

Антропологи говорят, что огонь помог размягчить мясо и его стало удобнее есть, чем растительную пищу.

Рацион современных ресторанов, конечно, скуден, но возможно до ученых доходили слухи про фаршированных гусей и уток с яблоками. Огонь размягчает не только мясо, но и растительную пищу. Причем гораздо быстрее и эффективнее, чем мясо. А способов приготовить растительную пищу на огне без котелка существует множество. Так и сейчас готовят в Индии, Полинезии, Африке и многих других мест.

Что же из всего этого следует?

Разумеется, человек всеяден, но на протяжении веков и тысячелетий основной его пищей была растительная. Мясо было редким деликатесом, охота опасным и не всегда успешным занятием. Но именно поэтому сцены охоты сохранились в наскальной живописи и на других артефактах, точно так же как в Инстаграме сохранился наш поход в ресторан, а вовсе не повседневная трапеза.

И, кстати, для увеличения размеров мозга гораздо важнее умение отличать растения и держать в памяти тысячи разнообразных видов. Уметь находить съедобные и лекарственные корешки по едва заметным приметам. Это требует и большей наблюдательности, и большей памяти, и большего количества связей в мозге.

Швырнуть камень и разбить окно или пробить голову газели требует гораздо меньше интеллекта, чем получение зачета по токсикологии или ботанике.

И не случайно неандертальцы, чей рацион в большей степени состоял из мяса, чем рацион кроманьонцев, вымерли, а мы, растительноядные Хомо Сапиенс, все еще живем. И публикуем в Инстаграм фотки своего праздничного шашлыка.

Алекс Фарнезе.

Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).