Текст
из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.
Казусы искусства
Новации и тупики.
Пути искусства непредсказуемы, как мнение критиков и вкусы толпы. То и дело аутсайдеры становятся лидерами, а то, что еще недавно представлялось возмутительной крамолой, становится мейнстримом. Так куда же движется искусство? Ввысь или в тупик?
Впечатлисты.
Однажды, Клод Моне нарисовал картину «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. Impression, soleil levant) и показал ее на совместной с другими художниками выставке в 1874 году. После чего Луи Леруа по поводу всех работ, представленных художниками, написал в газете Le Charivari разгромную статью под названием «Выставка импрессионистов». Леруа писал: «Обои, и те смотрелись бы более законченно, чем это „Впечатление“!» (фр. Impression).
Так родилось понятие «импрессионизм». Родилось как ругательство и оскорбление, как синоним мазни.
Однако, уже весьма скоро, из оскорбления, термин «импрессионизм» превратился в название модного художественного стиля, а затем и в культовое понятие, что позже сделало работы тех самых, обруганных, импрессионистов особо ценными на арт-рынке художественных произведений и непрерывно цитируемыми на коммерчески востребованных календарях и упаковках сладостей.
Ругань арт-критика превратилась в название модного стиля.
Леруа, наверно, сошел бы с ума, узнав о том, какая эволюция произошла с его ядовитым сарказмом. Ну и поделом ему.
Однако вспышка импрессионистов 19-го века одновременно стала и тупиком для их же искусства.
Кто бы ни пытался впоследствии творить в этом стиле, его картины отдавали вторичностью и были востребованы лишь в чопорных интерьерах летних дач и столовых.
Импрессионизм после импрессионистов действительно превратился во фрагмент обоев.
Вспыхнув в конце 19-го и начале 20-го века как сверхновая звезда, импрессионизм оказался не ступенькой эволюции искусства, а тупиком, не получившим дальнейшего развития.
Это не умаляет заслуг самих художников, создавших данное направление, но демонстрирует бесплодность подражательства последователей, которые могли повторить форму, но не умели вдохнуть в нее содержание.
Тупики искусства.
Любопытно, что почти все яркие «сверхновые» арт-стили, в итоге оказывались тупиками.
Кубизм вспыхнул талантом Пабло Пикассо, но вместе с ним и канул в историю искусств, не оставив плодовитого потомства.
Живопись действия Джексона Поллока разгорелась и угасла вместе с автором этого стиля.
Живопись цветовых полей взорвалась и исчезла вместе с Марком Ротко.
Все эти стили не смогли эволюционировать во что-то другое. Они продемонстрировали новые возможности искусства, но не дали новых ростков.
Впрочем, может и не надо?
Превращение авангарда в попсу.
Ведь весьма часто то, что начиналось в искусстве как авангард, со временем вырождалось в попсу.
Так случилось с импрессионизмом, с абстракционизмом, с сюрреализмом, да и с фигуративным искусством тоже.
Взять хотя бы прерафаэлитов. Их мягкие, бытовые, но мимимишные полотна, их сказочные и сексуальные героини картин вызывали яростную критику современников. А сейчас полки магазинов ширпотреба и почтовых открыток забиты бесконечными рядами перепевок на тему котиков и пухлых детишек Джона Милле, которые если и эволюционировали куда-то, то лишь в сторону еще более приторной сладости. С таким количеством патоки и до диабета не далеко.
То же самое произошло и с идеализированными псевдо-богинями Россетти. Образы и манера исполнения, когда-то бывшие авангардом, превратились у последователей прерафаэлитов в толпы сексуальных официанток и слегка одетых воительниц – в наклейки для кабин грузовиков дальнобойщиков, интерьеров мастерских шиномонтажа и туалетов солдатских казарм.
А попса, не умеющая создавать ничего нового, оттоптавшись на импрессионистах и прерафаэлитах, устремилась за новой добычей.
Фил Квертис.
Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).