Теории

Текст из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.

Мифы о перенаселении

«Как выносит нас Земля?»

Первым о перенаселенности заговорил в 1798 году Томас Мальтус – английский священник и экономист.

Мальтус считал, что если человечество будет размножаться прежними темпами, то просто умрет от голода – еды на всех не хватит. В то время население Земли составляло менее миллиарда человек.

Сейчас население планеты более 7,5 миллиардов человек, при этом количество голодных не увеличилось, а осталось на уровне 1800 года.

Апокалипсис Мальтуса не состоялся уже множество раз. Тем не менее, его заблуждения популярны сегодня так же, как и 200 лет назад.

Поняв, что пугать голодом не получается, последователи Мальтуса изобрели миф о воде. Звучит он примерно так: «Большой процент жителей Земли не имеют доступа к качественной питьевой воде!»

В данном случае не так важно, каков именно данный процент. Он может быть 10%, может 20%, в зависимости от мальтузанутости говорящего.

Однако дело в том, что практически до середины 20-го века процент населения, не имеющего доступа к чистой питьевой воде, был близок к 100%. А теперь всего лишь 10-20%? И это апокалипсис? Или это апокалипсис наоборот – апокалипсис по мальтузиански – что-то вроде подгнившего бифштекса – особого блюда апокалипсической экономической кухни?

Есть такое заболевание – холера. Оно передается исключительно через воду. Т.е. человек заболевает холерой в том случае, если пьет некачественную воду, содержащую холерный вибрион.

Что ж, нет ничего проще, чем выяснить, как обстоят дела с чистотой воды, взглянув на историю всемирных холерных пандемий 19-20 веков.

  • Первая пандемия, 1816—1824 гг.

  • Вторая пандемия, 1829—1851 гг.

  • Третья пандемия, 1852—1860 гг.

  • Четвертая пандемия, 1863—1875 гг.

  • Пятая пандемия, 1881—1896 гг.

  • Шестая пандемия, 1899—1923 гг.

  • Седьмая пандемия, 1961—1975 гг.

Т.е. сейчас проблема качества питьевой воды стоит все-таки менее остро, чем раньше. Более того, проблема решается без нагнетания апокалипсических настроений.

Кроме мифа о воде, мальтузианцы активно муссируют миф о дефиците полезных ископаемых. В первую очередь – нефти.

И если в 20-м веке это миф еще имел какие-то основания, то в 21-м веке с появлением ветряных и солнечных электростанций, а так же электромобилей, данный миф рассыпается как карточный домик.

Впрочем, мальтузианцы не забывают и про миф о перенаселении. Теперь они используют для этого данные о приросте населения в Африке, Индии и некоторых других беднейших странах.

При этом мальтузианцы совершенно не обращают внимания на тот факт, что чем выше уровень образования родителей, чем выше их благосостояние, тем меньше в этих семьях детей. Образованные родители озабочены не количеством детей, а качеством их образования, качеством своей заботы о детях.

В результате если в бедных странах в семьях малообразованных и бедных родителей по 5-10 детей, то в богатых странах в семьях с высоким уровнем образования и достатка всего 1-3 ребенка.

Так может дело не в перенаселенности, а в бедности? Может дело в уровне образования и доступе к контрацепции?

Но мальтузианцам не интересны причины. Их задача нагнать страху.

При этом, как и у коммунистов, у мальтузианцев во всем виноваты богатые. Как раз те богатые, которые придумывают безопасное водоснабжение, лекарства от болезней, зеленую энергетику и автомобили, не использующие нефтепродукты.

Мальтузианцы обвиняют богатые страны в чрезмерном потреблении продуктов питания. По всей видимости, этим экономистам в школе совсем не рассказывали про строение человеческого организма. Т.е. речь опять лишь об уровне образования.

А суть строения человека такова, что его пищеварительный тракт не бездонный мешок, как у эпизодического героя фильма «Трасса 66». Богатый человек может съесть за сутки лишь определенное количество еды. И оно не сильно больше, чем может съесть бедный человек.

Впрочем, проблемы голода мальтузианцами тоже весьма утрируются.

Уже много лет на Земле, не смотря на периодические неурожаи, гибель от голода является крайне редким явлением, в отличие от прошлых веков и даже в отличие от первой половины 20-го века.

Так что и тут мальтузианцы немножко мухлюют.

Безусловно, на Земле есть регионы, где качественной питьевой воды не хватает. Есть регионы, где люди бедствуют и недоедают. Есть регионы, где у людей нет доступа к образованию, качественной медицине, контрацепции, хорошо оплачиваемой работе. Вот только перенаселение или дефицит ресурсов тут вовсе не при чем. Как правило, беды населения этих стран связаны с плохим управлением страной, коррупцией, присвоением общих богатств политической верхушкой государства. И таким государствам вовсе не интересно, чтобы их жители были образованы, чтобы у них хватало времени и сил подумать о чем-то, кроме еды и воды.

Кстати…

Труды Мальтуса привели к созданию в Англии в 19-м веке работных (дисциплинарных) домов – учреждений принудительного труда. Они просуществовали почти полтора века.

Однажды, в работный дом попал восьмилетний Чарли Чаплин вместе с братом и матерью.

По своей сути работные дома были тюремными учреждениями, куда помещали людей не за преступления, а за бедность.

Сначала семьи разлучались. Женщины, мужчины и дети в этих дисциплинарных домах, вдохновленных трудами Мальтуса, жили отдельно. Все бедняки обязаны были соблюдать жесткий тюремный режим. В работных домах активно применялась система наказаний, включающих телесные наказания, пищевые ограничения, помещение в карцер.

Кроме всего этого людей, виновных лишь в том, что они бедны, не взирая на возраст, принуждали к тяжелому физическому труду. По сути, этот труд ничем не отличался от рабского. Зато был подкреплен теориями Мальтуса.

Денег за работу людям не платили. Они работали за ночлег и еду. Впрочем, ночлег в подобной тюрьме под угрозой порки и карцера вряд ли можно назвать человеческими условиями.

Что касается питания, то человек, занятый в таком работном дисциплинарном доме тяжелым физическим трудом получал на неделю лишь один килограмм хлеба, полкило картофеля, триста граммов пудинга и полтора литра молочной каши. За любую провинность этот скудный паек сокращали наполовину.

И женщинам, и детям, и мужчинам в этих учреждениях обривали голову. Одиноким матерям на одежду нашивали желтую полосу – знак позора.

Эти заведения, вдохновленные идеями Мальтуса, просуществовали в Англии вплоть до 1941 года.

Фил Квертис.

Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).