Текст
из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.
Домашнее насилие
БОД как метод решения проблемы.
Когда женщина с детьми сталкивается с домашним насилием, то у нее, помимо физических, возникают и другие проблемы. Как ей их решить?
Идти в полицию? Возможно, это на некоторое время поможет. Может быть супруга или сожителя оштрафуют, осудят, временно изолируют. Но потом он вернется. И нет гарантии, что его поведение изменится.
Одновременно, вынося информацию о насилии в публичное поле, женщина может столкнуться не с сочувствием, а с осуждением окружающих. Ведь это она выбрала этого мужчину, она допустила ошибку. Слышать такое, да и осознавать это, неприятно. И желание хорошо выглядеть часто останавливает женщину от шага, который мог бы повлиять на домашнего насильника.
Наиболее рациональным было бы расстаться с жестоким партнером и уйти. Но куда? А если есть дети, то встает вопрос о том, как их прокормить в одиночку? Ведь не будет женщина оставлять их наедине с потенциальной угрозой.
Но уходить некуда и не на что. Прокормить на одну зарплату нужно будет не только себя саму, но и ребенка, а то и нескольких. По сути, женщина оказывается в тисках нищеты и это не позволяет ей покинуть опасное место.
Одним из экономических способов решения проблемы домашнего насилия мог бы стать безусловный базовый доход (безусловный обязательный доход - БОД) – деньги, которые из бюджета получает каждый житель без каких либо условий, по праву рождения.
Даже если размер БОД невелик, он может стать значительной помощью в критической ситуации, позволяющей женщине сделать шаг в сторону безопасности и свободы. Ведь БОД каждого из членов семьи, женщины и ее детей, суммируясь, может составить существенную финансовую поддержку, позволяющую снять временное жилье, не страдать от голода и т.д.
Важно понимать, что БОД, уплачиваемый на детей – это не пособие или подачка – это государственные инвестиции в будущую налоговую базу – в будущих налогоплательщиков. И по аналогии с образованием, чем лучше БОД или уровень обучения, тем больше будет прибавочная стоимость у труда налогоплательщиков и налоговая отдача от подобных инвестиций.
Если размер БОД позволяет семье лишь прокормить ребенка, то трудно надеяться на то, что из него вырастет выгодный государству налогоплательщик. Но если размер БОД позволяет делать инвестиции в образование, например, в покупку компьютера, оплату кружков и секций, то шансы государства вернуть инвестиции сторицей значительно возрастают.
Но вернемся к теме домашнего насилия, и, чтобы статья не выглядела однобокой, упомянем, что мужское насилие составляет лишь чуть больше половины всех случаев домашнего насилия. Соотношение мужского и женского насилия в семьях составляет 4:3. Т.е. 3 – это доля насилия в семье со стороны женщин. К мужу или к детям. И это проблема не меньше, а может быть и больше, чем проблема мужского насилия. Ведь если женщина, применяя насилие, сломает хотя бы ноготь, то обвинение падет на мужчину, на жертву. И, конечно, мужчина не пойдет ни в полицию, ни куда-то еще с жалобой на насилие со стороны жены. Он лучше скажет, что напился, поскользнулся и упал, чем расскажет, что его побила жена. И если жена может защищаться и ударить в ответ – закон будет на ее стороне, то в зеркальной ситуации защита со стороны мужчины может стоить ему и штрафа, и тюремного срока.
О детях, которые могут пострадать как от мужского, так и от женского семейного насилия, говорить не приходится. Куда им жаловаться? И на кого? На маму, на папу?
Проблема домашнего насилия – это комплексная проблема. У нее есть и социальный, и юридический, и психологический, и экономический аспекты. И если БОД позволит решить хотя бы экономическую проблему домашнего насилия, то вводить его можно и нужно. Тем более что, потянув за экономическую ниточку, можно будет развязать и социальные, и психологические и юридические узлы данной проблемы.
Иван Милюков.
Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).