Текст
из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.
Наследственность
Эпигенетические выкрутасы
Еще не так давно считалось, что все или почти все в человеке предопределено генетически.
На самом же деле все обстоит несколько иначе.
ДНК хромосом человека действительно содержит информацию о тех или иных белках, которые формируют организм и особенности индивидуумов (в том числе, цвет глаз, способности и склонности, риски заболеваний и психологических особенностей). Но это всего лишь склад, библиотека. Организм может взять с этого склада определенный товар, стройматериал, книгу, но решение о том, что именно взять, принимают не гены, не ДНК и не хромосомы. Они лишь хранят и предоставляют субстрат для синтеза матричной РНК по некоему требованию.
Кто же тогда решает, какой процесс считывания РНК запустить, какой притормозить, какой активировать, а какой заблокировать? Кто это босс и директор, кто архитектор построения нашего организма, его достоинств и дефектов, болезней и способностей, внешнего вида и особенностей поведения и мышления?
Оказывается, что этот босс – все, что не ДНК. Архитектор и творец не ген, а среда, окружающая гены.
Гены и среда.
Эпигенетика – это наука о закономерностях наследования под влиянием "внешней", не генетической среды, всего, что окружает ДНК. И это окружение начинается буквально сразу, стоит только выйти за пределы генетического кода тимина, аденина, гуанина и цитозина. Уже на уровне окружающего ДНК хроматина начинается вне генетическое управление генами – метилирование и контроль доступа факторов транскрипции к тем или иным участкам ДНК. И это только первый (или, если смотреть из вне, последний) уровень регулировки.
Не генетические механизмы определяют, как будет упакована ДНК, гормоны и различные иные факторы внутри организма определяют, какой участок ДНК должен начать работать, а какой «замолчать».
На гормоны и иные регуляторные факторы внутри организма влияют внешние обстоятельства: страх, стресс, обучение, наказание, похвала, голод, структура питания, спорт и т.д.
В результате оказывается, что подавляющее большинство признаков и реакций организма и психики лишь в малой степени связаны с генами и в гораздо большей с теми не генетическими факторами, которые могут, как усилить, так и притормозить активность генов.
Самое важное в этом то, что подобные признаки и реакции, никак не закрепленные в генетическом коде, способны передаваться по наследству.
Эпигенетика довольно молодая наука и даже сами ученые еще не до конца понимают, как и что в ней работает. Термин эпигенетика иногда используется в довольно узком контексте, не выходящим за пределы клеточного ядра, а иногда в максимально широком, включающим любое воздействие среды на организм и самих молекул организма на ДНК. Поэтому, избегая терминологии, приведем примеры доказанного эпигенетического наследования.
Эпигенетики выяснили, что организм «способен запомнить» и передать следующим поколениям информацию об изменившихся условиях среды. Например, о голоде.
Если во время беременности женщина голодала, то организм ребенка «настраивается» на максимальную переработку пищи. Организм начинает бережливо сохранять все питательные вещества, опасаясь наступления голода. И эта способность передается на 2-3 поколения, после чего потихоньку затухает.
Этот эффект был отмечен у детей, рожденных после голодных военных лет.
Для здоровья этих детей и их потомков такой благоприобретенный признак оказался довольно негативным. У них отмечалась повышенная масса тела и склонность к заболеваниям, обычно сопровождающим излишний вес. Например, к диабету 2-го типа.
Дело в том, что организм готовился к голоду, поскольку его испытывали беременные, и запасал, запасал, запасал. Но развивался организм, а тем более его потомки в условиях достаточного количества пищи. Что приводило к излишней полноте и соматическим заболеваниям.
Еще интереснее наблюдения за последствиями сильного психологического стресса.
Оказывается, не зря говорят о «генетическом» страхе. Страх и особенности поведения действительно могут передаваться по наследству на несколько поколений. Происходит это не за счет изменения генов, но за счет эпигенетических механизмов.
Видимо не зря Моисей 40 лет водил евреев по пустыне, прежде чем прийти в землю обетованную. Раболепие, как один из вариантов страха, исчезает не по «звонку» и не по «приказу», а постепенно, по мере угасания эпигенетических регулировок.
И если внимательно посмотреть на историю человечества, то мы сможем обнаружить, что в странах, где долгое время существовало рабство, крепостное право, различные варианты деспотии, геноцид, общество гораздо более инертно и безынициативно, чем в странах, где у людей было больше свободы и меньше страха, сопровождающего репрессии.
Алекс Фарнезе.
Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).