Текст
из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.
Голый король
Замудренное искусство.
Когда человеку нечего сказать, когда мысли у него нет, когда он пытается обмануть, ввести в заблуждение, то он начинает говорить сложно, путано, многословно и замудренно. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать речи членов политбюро, времен Брежнева.
Впрочем, любой из нас неоднократно сталкивался с подобными словоизлияниями на самом бытовом уровне – от ближайших родственников до работников ДЭЗа, школьных педагогов, муниципальных чиновников и врачей районной поликлиники.
В искусстве тоже встречается подобная замудренность, когда художнику сказать нечего, но хочется быть значительным и произвести впечатление интеллектуала.
Самым ярким представителем такого современного искусства является англичанин Дэмиен Херс – плод талантливого рекламщика Чарльза Саатчи.
Именно в связке Херст-Саатчи следует рассматривать это явление.
Саатчи создал из Херста великолепный бренд – яркий, провокационный и бессмысленный, как большинство продуктов, нуждающихся в рекламе.
Саатчи гений рекламы, а Херст довольно находчивый менеджер из тех, кто ловко вешает «лапшу на уши» неискушенному покупателю.
Херст ловко упаковывает свои бессмысленные работы в замудренные названия и передает их Саатчи. А уже Саатчи совершенно гениально превращает пустышку в миллионные продажи.
Заформалиненной акуле Херста или разрезанной им же корове с теленком место, в лучшем случае, в каком-нибудь зоологическом музее, но Саатчи путем рекламных манипуляций, помещает их в музей.
Саатчи и Херст безусловно нашли друг друга. И Саатчи создал из Херста яркое рекламное явление, не имеющее, правда, никакого отношения к искусству.
Но ведь, если нечего сказать, то говори мудрёно и найди своего личного Саатчи. И будешь в шоколаде.
Самое любопытное в этом то, что рекламный талант Саатчи способен манипулировать не только неискушенным покупателем, но и менять сознание профессиональных искусствоведов.
Продукт «Молодые британские художники (YBA)», раскрученный гением Чарльза Саатчи, создал моду на замудренное искусство. Ведь искусствоведам тоже хочется казаться немного умнее, чем они есть на самом деле. В итоге появляется все больше и больше замудренных пустышек, а картины художников с четко и ясно выраженной мыслью остаются не у дел.
Поэтому искусствоведы и не любят Бэнкси, который говорит просто, четко и понятно любому, а значит, лишает дохода и прожженного рекламщика, и самодовольного искусствоведа.
Фил Квертис.
Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).