Теории

Текст из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.

Собственность.

Из книги "Экономика и права человека".

Собственность является прямым следствием реализации прав на жизнь и на труд. Собственность является производным от человека, ибо это то, на что он потратил свою жизнь (в какой-то части) и труд. Следовательно, получив вознаграждение за свой труд, человек имеет полное право потратить их на все, что угодно, так же как и свою жизнь. На покупку товаров (машин, квартир, хлеба, оружия или канабиоидов) или услуг (врачей, учителей, артистов цирка, мастеров автосервиса, проституток).

Уже из этого перечня видно, что человек, в реальности, весьма ограничен в своем праве потратить результат своего труда. Ограничен и законодательными запретами, и требованиями лицензирования или сертифицирования товаров и услуг. Ведь если он хочет купить товар, то товар должен быть сначала сертифицирован чиновниками, а если хочет получить услугу, то мастер должен прежде получить у чиновников лицензию. Нужны ли потребителю такие посреднические чиновничьи услуги?

На самом деле ограничений еще больше. Например, еще в 1962 году Милтон Фридман в книге "Капитализм и свобода" писал: "Нынешние законы, запрещающие частным лицам владеть золотом и заниматься его куплей-продажей, следует отменить…"

Фридман указывал на необходимость свободной продажи золота как на средство для роста экономики. В тоже время, свободная продажа золота необходима для обеспечения права человека осуществлять накопления в том виде, в котором он желает, ибо сберегая доходы, результаты труда, он сберегает результаты своей жизни. Т.е. полное соблюдение права на жизнь и на труд требует обязательной свободной продажи золота. Впрочем, как и любых иных товаров.

На сегодняшний день, кроме золота, есть еще криптовалюты, т.е. деньги «без государства эмитента». И в некоторых странах их хотят запретить. Однако кого волнует, на что тратит человек то, что заработал? На покупку снега в Антарктиде, биткоины или турпутевку? Это никого не должно волновать. Ведь если человек купит ракушки и найдет контрагента, который их примет как платеж за молоко, то это дело этих двух людей. Золото, валюта, криптовалюта, ракушки в этом плане равноценное платежное средство, признаваемое обеими сторонами. Ведь обменять мышечные усилия на доллары, умственную деятельность на евро, а время жизни на фунты - легально. Это и есть зарплата, гонорар, доход. Если можно обменять свою мышечную силу на картошку и яблоки в своем огороде, то почему нельзя обменять свои мозги на биткоины?

Всем ли нужно золото или криптовалюты? Возможно, не всем. Так же как не всем нужны чипсы, наркотики, оружие, автомобиль, услуги проститутки, акварельные краски, рояль, алкоголь или сигареты. Но необходимость обеспечить возможность приобретения на свои деньги в свою собственность любого материального блага или услуги - прямое следствие права на жизнь.

Если вспомнить, что соблюдение прав человека всегда значительно увеличивало количество налогоплательщиков благодаря легализации чего-либо запрещенного, то понятно, что доходная часть бюджета от снятия ограничительных мер на торговлю сильно возрастет.

И бюджет захочет эти деньги потратить на какие-то новые программы, называя их услугами населению. И опять эти услуги в большинстве своем будут хуже и дороже, чем услуги частных лиц или бизнеса.

Как же тогда следует поступить государству, реализовавшему в полной мере права человека, как следует поступать, если возникает профицит бюджета?

Разумеется, снижать налоги. Ведь налог - это изымание части собственности у человека. Чем меньше количество изъятого, чем больше остается у человека, тем больше соблюдаются его права.

И когда налоги начинают исчисляться исходя из абсолютных цифр, из понятных цен на госуслуги, то при увеличении количества налогоплательщиков снижение сумм налогов с каждого становится очевидным.

Разберем на примере.

Допустим, есть страна, где живут 100 человек. Из них 5 наркоманов, две проститутки, один торговец оружием и два нелегальных мигранта. Легализовав эти 10 человек, государство не стало оказывать больше услуг, государственные расходы не только не возросли, но уменьшились, ибо бюджет больше не тратится на поимку, суды и аресты проституток, наркоманов и нелегалов. Таким образом, налогоплательщиков стало на 10 человек (процентов) больше.

Количество жителей не изменилось. Услуги государства не изменились.

И если государство «играет» честно, получает налоги по квитанции, в абсолютной сумме - частичке запрошенного бюджета, то значит, этот бюджет, равный, например, 100 монетам, будут наполнять теперь не 90, а 100 человек. Значит каждый из 90 «старых налогоплательщиков» станет платить почти на 10% меньше налогов.

Стоит вспомнить, что оплата налога на добровольной основе, по квитанциям, в какой-то мере способна заменить и социологические исследования.

Например, власть решила участвовать в некой военной компании, военном союзе. А гражданам это не нравится. Станут ли они тогда платить «военный» налог в запрошенном объеме? Станут ли платить «инфраструктурный налог», если дороги ремонтируют только там, где ездят чиновники? Станут ли платить «налог на управление», если депутаты принимают один несуразный закон за другим?

Возможно, принципы, описываемые в этой статье, кому-то покажутся революционными или фантастическими. Но это не так. Всего чуть более полувека назад не только в СССР нельзя было купить валюту. Но и в западных странах продажа валюты, курс валюты регулировались директивами государства, а не свободной торговлей на валютной бирже. Так что шок или удивление, а то и отторжение написанного в этой статье, не более чем «тирания статус-кво», как писал Милтон Фридман.

И если для кого-то легализация оружия табу, то жители США наверно вообще не поймут, зачем об этом писать. А слова о проституции, которые могут шокировать американцев, будут сочтены излишними жителями Германии.

Свободный валютный рынок, да и многие иные, естественные для нас сейчас свободы были повсеместно табуированы всего лишь несколько десятилетий назад. И где сейчас эти запреты? О них никто не помнит.

Андрей Соколов. Из книги «Экономика и права человека»

Книгу «Экономика и права человека». можно скачать бесплатно в PDF, в FB2 или в EPUB.

Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).