зоология

«Подкованная» мышь (Малый подковонос)

Речь не о грызунах (Rodentia), о других мышах - летучих, которые относятся к отряду Рукокрылые (Chiroptera). Эти мыши не просто летают благодаря оригинальному видоизменению передних конечностей - они способны мигрировать на дальние дистанции, как птицы и насекомые. Логично: имеющий крылья «обязан» летать. Полярные крачки (Sterna paradisaea Pontoppidan, 1763) преодолевают расстояние из Аляски и Гренландии в Антарктиду, бабочки-данаиды и огнёвки переселяются на 2400–2800 км. Чего уж говорить о библейских примерах миграций типа нашествия перелётной саранчи (Locustra migratoria Linnaeus, 1758).

И летучие мыши от них не отстают: поднимаясь на высоту 2 км, бразильские складчатогубы (Tadarida brasiliensis (I. Geoffroy St.-Hilaire, 1824)), например, мигрируют на расстояние 12800 км (Клаудсли-Томпсон, 1982). Они развивают скорость до 100 км/ч, расходуя при этом энергии в 30 раз больше, чем в состоянии покоя (Мосияш, 1985).

Но не все летучие мыши стремятся увидеть другие страны - встречаются и домоседы. Тогда их перелёты ограничены лишь семейными заботами и работой по жизнеобеспечению - добыванию корма. Максимальные перемещения малого подковоноса (Rhinolophus hipposideros Borkhausen, 1897 - Кожурина, 2006), например, обычно не превышают 10–15 км. Эти летучие мыши ведут преимущественно оседлый образ жизни и летнему «отдыху на юге» предпочитает родные просторы.

Завидная любовь к своим пенатам сыграла с малым подковоносом злую шутку. Трансформация среды обитания человеком привела к тому, что малый подковонос стал вымирать. Его современный ареал (область распространения: вся Европа, Северная и Восточная Африка) стал похожим на «разорванное одеяло» (Демянчик, Демянчик, 2000).

Малый подковонос
Малый подковонос (Rhinolophus hipposideros) (Дагестан, ст. Кумторкала)

К началу 1980-х годов этот вид вымер на Днепропетровщине и в Западном Поволжье (Булахов, Чегорка, 1998; Полушина, 1998), к 1995 г.- в Люксембурге, а к 1983 г. - Нидерландах (Ollendorf, 1997; Демянчик, Демянчик, 2000; Гурков, [2017]); на большей части Чехии и Польши. Считанные десятки особей остались в Бельгии и Баварии, Швейцарии и Австрии (Ollendorf, 1997), правда, с конца 1990-х годов в Центральной Европе его численность стала немного увеличиваться (Řehăk, 1997). Тем не менее, именно угроза сокращения плотности населения малого подковоноса стала серьёзным основанием для решения административного суда Дрездена о приостановке строительства моста через Эльбу (Варкентин, 2007). Чтобы привлечь внимание к проблеме сохранения этого вида в начале 2010 г. в Польше даже выпустили две монеты достоинством 2 и 20 злотых.

Справедливости ради необходимо отметить, что на Кавказе и в ряде стран Южной Европы популяции малого подковоноса сохраняют свою оптимальную численность, хотя остаются легко уязвимыми. Здесь малый подковонос населяет горы и пустынные предгорья, предпочитает карстовые пещеры и вымытые водой гроты, а также лиственные леса и сельскохозяйственные угодья, но не избегает заброшенных построек человека.

Главный критерий, по которому подковоносы выбирают своё убежище - широкий вход и сводчатый потолок. И это не их прихоть, а жизненная необходимость. Часть позвонков, рёбер и грудина у подковоносов срастаются между собой в специфическое костное «кольцо», а кости таза (лобковая и седалищная) редуцированы. Поэтому передвижение по горизонтальным поверхностям для них (в отличие от ряда других летучих мышей) затруднительно, то есть через узкие щели малые подковоносы и не пролетят, и не пролезут (Крускоп, 2013).

Убежище им нужно просторное, потому что перезимовывают эти подковоносы большим коллективом (иногда почти по 500 зверьков). Для зимней спячки подходят только такие места, где температура держится от +5 до +10 °С. В летний период, правда, они селятся в одиночку или маленькими группами.

На охоту малые подковоносы вылетают минут через 20–30 после заката. Они - великолепные спринтеры, способные за секунду делать до 18 взмахов крыльями (Скалдина, 2014). Их рацион состоит из мелких представителей 23 семейств насекомых (бабочки, ручейники, жуки и др.) и из пауков. Если массу подковоноса сопоставить с человеческой, то объём пищи, съеденной им за ночь, соответствовал бы 20 стандартным по размеру пиццам (Клещенко, 2013). Охотятся малые подковоносы не выше 5 м над землёй, нередко среди водной растительности.

В обычном общении друг с другом они «переговариваются» звуками, напоминающими «диалект» транзисторного радиоприемника при медленном поворачивании регулятора настройки радиоволн (Демянчик, Демянчик, 2000). Но находить корм и ориентироваться в темноте летучим мышам помогает эхолокация (определение положения объекта по времени задержки отражённой от него ультразвуковой волны). Не воспринимаемые человеческим ухом звуковые волны частотой 105–111 кГц малые подковоносы производят гортанью и «испускают» порциями в течение 20–30 миллисекунд не только ртом, но и «носом» (Константинов, Мовчан, 1985).

В результате интерференции звука (то есть увеличения амплитуды звуковых волн при наложении их друг на друга), осуществляемой щелевидными ноздрями, создаётся широкий луч с двойной интенсивностью звука в центре. Кроме того, у подковоносов вздуты носовые кости, которые превращают их в резонирующие камеры (Крускоп, 2013), также усиливающие звуки. Всё это повышает дальность эхолокации.

Самая оригинальная аудиоконструкция сформирована на передней части морды этих летучих мышей и представляет собой подковообразную структуру (за что они и получили своё название), состоящую из нескольких кожных выростов, которая работает рефлектором (отражателем) звуковых волн, фокусирующих сигнал. Это далеко не полный набор приспособлений для результативной охоты.

Малый подковонос (Rhinolophus hipposideros)
Малый подковонос (Rhinolophus hipposideros) (Дагестан, ст. Кумторкала)

Подковоносы - единственная группа летучих мышей фауны России, которые способны даже в полёте оценивать место расположения быстро движущейся добычи по скорости и направлению отражённых от неё звуковых волн! В физике такое явление называют эффектом Доплера. И подковоносы в совершенстве овладели этим приёмом навигации. Люди используют его не только в локационных системах, но и в прогнозировании погоды, диагностике сердечно-сосудистых заболеваний и т. п. Назван этот феномен в честь его первооткрывателя, австрийского математика Кристиана Андреаса Доплера (1803–1853 гг.).

Но вернёмся к подковоносам. В период зимней спячки они почти не питаются (лишь иногда сделают пару кругов по пещере с целью перекусить зимующими здесь же насекомыми), а некоторые другие летучие мыши, чтобы сильно не проголодаться, уменьшают энергообмен, существенно снижая температуру тела практически до «состояния сосулек» (Клещенко, 2013). Для «теплокровных» (эндотермных) организмов это можно считать великолепным достижением!

Спаривание у малого подковоноса происходит зимой, иногда, правда, это случается и осенью (перед зимовкой) (Крускоп, Борисенко, 2001; Крускоп, 2013), хотя в ряде регионов установить конкретный период размножения бывает сложно. Беременность длится около 2.5 месяцев.

Новорождённый голенький детёныш весит до 40% массы матери, а к концу первой недели его вес удваивается. Молочными зубами он держится за ложный сосок, расположенный снизу живота (Крускоп, 2013). Так что для мамаши с каждым днём такая ноша становится все тяжелее и тяжелее, и самка оставляет детёныша дома на период вылета из убежища. Возвращаясь с охоты, мать безошибочно узнает своего отрока, а когда тот заползает ей на брюхо, кормит его молоком. Причём, в отличие от матери, висящей над потолком вверх тормашками, детёныш располагается на мамаше головой вверх. Укрывая своего единственного «ребёнка» крыльями как пелёнкой, самка обогревает его до поры, когда у того не начнут появляться волосики.

В этот период мамаши с потомством собираются в «детские сады» по 20–30 особей. В такие сообщества самцы не допускаются, и подрастающее поколение получает сугубо «женское воспитание». Половой зрелости малые подковоносы достигают к 10 месяцам. Средняя продолжительность жизни этого вида - не менее 3 лет (Скалдина, 2014), а максимальная - 21 год (Крускоп, Борисенко, 2001).

Вот такими интересными оказались малые подковоносы. Да и другие представители этой летающей братии не менее оригинальны и загадочны. Не случайно с 20 на 21 сентября отмечается один из самых необычных праздников на планете - Международная ночь летучих мышей! Его справляли ещё в античный период, только тогда это событие носило мистический характер и называлось по-другому. Возродить подобную традицию в природоохранных целях решили поляки, а в России она прижилась с 2003 года.


Булахов В. Л., Чегорка П. Т., 1998. Сучасни стан фауни кожанiв Днiпропетровщини. - Европейська нiч кожанiв' 98 в Украiнi. Киiв, с. 100–104.
Варкентин А., 2007. Летучая мышь остановила строительства моста через Эльбу [Электронный документ]. - Автотурист. http://www.auto-tourist.ru/print.php?news.330, дата создания: 15.08.2007.
Гурков Н. Н., [2017]. Фауна Беларуси. Позвоночные [Электронный документ]. - https://gurkov2n.jimdo.com/
Демянчик В. Т., Демянчик М. Г., 2000. Рукокрылые Беларуси. Справочник-определитель. - Брест: Изд-во С. Лаврова, с. 189–193.
Клаудсли-Томпсон Дж., 1982. Миграции животных. - М.: Мир, 136 с.
Клещенко А., 2013. Малоизвестные факты о летучих мышах [Электронный документ]. - Аргументы и факты. AIF.RU. http://www.aif.ru/dontknows/about/1236500 (создан 20.09.2013 г.).
Кожурина Е. И., 2006. Авторство научного названия малого подковоноса. - Plecotus et al., № 9, с. 43–45.
Константинов А. И., Мовчан В. Н., 1985. Звуки в жизни зверей. - Серия: Жизнь наших птиц и зверей, вып. 7. Л.: ЛГУ, 304 с.
Крускоп С. В., 2013. Летучие мыши. Происхождение, места обитания, тайны образа жизни. - М.: Фитон XXI, 184 с.
Крускоп С. В., Борисенко А. В., 2001. Летучие мыши и хироптерологи [Электронный документ]. - http://zmmu.msu.ru/bats/rbgrhp/rwelc.html.
Мосияш С. С., 1985. Летающие ночью. - М.: знание, 160 с.
Полушина Н., 1998. Состояние популяций рукокрылых Западного Полесья. - Европейська нiч кожанiв' 98 в Украiнi. Киiв, с. 106–116.
Скалдина О. В., 2014. Большая Красная книга. - М. : Эксмо, 480 с.
Ollendorf B., 1997. Verbreitung und Bestandssitnation der Kleinen Hufeisennase (Rhinolophus hipposideros) und der Grosen Hufeisennase (R. ferrumeguinum) in Europa. - Zur Situation der Hubeisennasen in Europa. Berlin, s. 8–12.
Řehăk Z., 1997. Trendy ve vyvoji poctnosti netopyru ve strendi Evrope. - Vespertilio, № 2, s. 81–96.

Дунаев Е. А. Научный сотрудник Научно-исследовательского Зоологического музея МГУ