Дети подземелья
Мы часто не представляем себе жизни в других средах обитания, кроме той, которая нам привычна. Если кому-то удалось опуститься с маской в море, то на дне он наверняка обнаружил совершенно потрясающий параллельный мир: снующие по своим делам крабики, пугливо скрывающиеся от любого движения сидячие полихеты (многощетинковые черви), колышущиеся изумрудные и рубиновые щупальца актиний... Но существует ещё неведомая для нас микровселенная, где гигантами растительности являются мелкие мхи, а гранд-каньонами - микротрещины грунта. Эта зона (эдафон - совокупность микроорганизмов почвы) просто кишит жизнью, и около 10% биомассы всех микроскопических животных составляют одни из самых странных жителей планеты - двухвостки, или вилохвостки (Diplura). Своеобразие этих «насекомых» до такой степени велико, что даже насекомыми их назвать сложно: челюсти и рот скрыты в «кармане» («губных» складках), глаза отсутствуют, крыльев нет (а главное - никогда и не было!).
Длина двухвосток всего 2–5 мм, хотя изредка встречаются шестисантиметровые «гиганты» - Atlasjapyx atlas Chou et Huang, 1986 (из высокогорий Сычуаня, Китай).
Почти все вилохвостки избегают прямого солнечного света и редко попадаются на глаза, ведут скрытный образ жизни - ползают в почве, под камнями, среди опавшей листвы, в гниющей древесине, в пещерах (Sendra et al., 2016), в муравейниках или термитниках (как, например, китайский Gigasjapyx termitophilous Chou, 1984). Parajapyx adisi Pagés, 2000 делает свои ходы в койре (наружных шелковистых волокнах оболочки плода) кокосовых орехов, валяющихся в пойме Центральной Амазонки. При этом он выносит продолжительные (несколько месяцев) наводнения (Senda, 2015). Двухвостки обладают специальными пузырьками на брюшке, которые регулируют содержание воды в организме, потому что иссушение грунта менее 50% для них может быть губительно (Senda, 2015).
Все разнообразие этих организмов (около 980 видов - Zhang, 2013; Senda, 2015; несколько видов встречается и в Европейской России) разделяют на ряд семейств, из которых самыми известными и массовыми (до 83% видового разнообразия) являются камптодеи (Campodeidae) и япиксы (Japygidae). Эти группы отличаются друг от друга формой церок: у Campodeidae и близких к нему семейств они нитевидные, а у Japygidae и их родственников - клешневидные.
Если хищник нападает на камподею, то она способна отбросить церку, а утраченная часть тела может отрасти при следующей линьке, как хвост у ящерицы. Такое явление биологи называют автотомией (или аутотомией - самопроизвольное отбрасывание органа или его части). Живут вилохвостки всего год, линяя практически каждый месяц.
Эти лилипуты подземного мира способны передвигаться вперед как головой, так и парными «хвостовыми» придатками (церками). Они ориентируются в пространстве благодаря множеству тактильных, обонятельных и даже гигроскопичных рецепторов.
Япиксы - отъявленные хищники: загибая брюшко над головой сверху, они хватают своими «клешнями» коллембол, мелких личинок насекомых, ложноскорпионов, крошечных равноногих рачков и многоножек, засовывают их в ротовой карман и разжёвывают. Они ощущают добычу по сотрясению почвы и воздуха! Представители семейства Heterojapygidae (Heterojapyx spp.) выбрали стратегию подкарауливателей: прячут свое нежное тельце в земле, выставляя наружу лишь мощные клещи в ожидании пробегающей рядом жертвы (Senda, 2015). Камподеи же - изысканные вегетарианцы - предпочитают почти исключительно грибную диету (почвенный мицелий - грибницу), хотя иногда могут себе позволить полакомиться клещами или детритом (растительной гнилью). Есть среди двухвосток некрофаги (любители мертвечины) и травоядные животные. Они могут даже повреждать корни некоторых растений, хотя реальный вред настолько минимален, что им можно пренебречь.
Размножение этих созданий также достаточно оригинально. По дну своих
многочисленных «подземных» тоннелей за неделю один самец расклеивает до 200
сперматофоров на тонкой ножке в надежде на то, что их подберет пробегающая по
тому же пути самка. Чтобы самка не ошиблась, не пробежала мимо, самец маркирует
расположение сперматофора запаховыми выделениями железистых органов. Количество
яиц в кладке варьируется от 5 до 20 у камподей и 25–40 у япиксов (Senda, 2015).
Камподеи после откладки яиц отказываются от потомства, а вот япиксы охраняют не только кладку, но и своих «несовершеннолетних» детишек, пока те не приобретут церки, и сами смогут постоять за себя. Япиксы - территориальные животные, но эдакие «волки-одиночки», предпочитающие сохранять определенную дистанцию в 15–30 см между своими взрослыми сородичами (Senda, 2015).
Двухвостки - относительно древняя группа животных, но среди ископаемых известен только один вид. Возникли они в позднем карбоне, а сейчас распространились по всем континентам, исключая полярные регионы.
Дунаев Е. А. Научный сотрудник Научно-исследовательского Зоологического музея МГУ