зоология

Волосатый обжора

Ни одному человеку в мире ещё не удавалось так наедаться. Когда объедаемся, мы только говорим, что сейчас лопнем. А фаланга именно так и поступает! Это паукообразное давно уже стало символом обжорства. В природе они, правда, едят не много. Причина проста - дефицит пищи, которую нужно выискивать и добывать. Вероятно, поэтому в процессе эволюции самки (им нужно много энергии для развития потомства) утратили физиологический механизм пищевого насыщения, а в неволе (при изобилии корма) они просто не в состоянии отказаться от еды. Лопнуть им, конечно, не всегда удаётся, но они «искренне к этому стремятся». И в некоторых случаях действительно происходит разрыв тканей раздувшейся опистосомы (брюшка). «Лопнувшие» фаланги порой не могут передвигаться, но их челюсти (хелицеры) продолжают работать и пытаются ухватить новую жертву.

Верхние части челюстей (хелицер) фаланги Galeodes caspius
Верхние части челюстей (хелицер) фаланги Galeodes caspius cf. fuscus Birula, 1890.
Узбекистан, Ташкентская обл, окр. г. Ахангаран, 30 км сев. Тут-кишлака, сад Урамал на р. Шаваз-сай.

Самыми обычными кормовыми объектами фаланг становятся различные беспозвоночные животные: многоножки, пауки, мокрицы. Добычу эти паукообразные схватывают мгновенно, разрывают и размельчают мощными хелицерами. Но в «райское» место они попадают, когда добираются до общественных насекомых. Некоторые калифорнийские фаланги залезают в пчелиные улья. Там они уничтожают огромное число пчёл. Наевшись до отвала, фаланги уже не в состоянии выбраться через леток и к утру погибают от «укусов» оставшихся жалящих насекомых. Пустынные виды фаланг мощнейшими челюстями прогрызают невероятно прочные стенки построек термитов и трапезничают ими.

Агрессивность фаланг такова, что нападают они на всё, что движется, включая сходных по размеру скорпионов, в борьбе с которыми обычно одерживают победу. Проглотить ящериц, птенцов мелких птиц и детёнышей грызунов они, конечно, не могут; но эволюция «подарила» им (как и паукам) внешнее пищеварение: прокусывая эти жертвы челюстями, фаланги несколько раз отрыгивают в них пищеварительную жидкость, а разжиженные ткани добычи уже всасывают в пищеварительный тракт (Павловский, 1938).

Челюсти фаланги устроены достаточно оригинально. Каждая из двух хелицер разделена на две части (верхнюю и нижнюю), которые сочленены суставом, создавая некое подобие клешни краба. Такая структура позволяет совершать движения не только в вертикальной, но и в горизонтальной плоскости, причем даже верхними и нижними частями челюстей попарно.

Фаланги обладают самыми мощными хелицерами из всех членистоногих животных. Крупные экземпляры способны прокусить человеческий ноготь или даже тонкую птичью кость (Holm, Dippenaar-Schoeman, 2010). Е. Н. Павловский (1938), проводивший эксперименты с несколькими видами фауны СССР, утверждает, что они могут прокусить кожу человека лишь в редких случаях. Поэтому опасными фаланги считаются достаточно условно, хотя трупные яды из остатков пищи на челюстях могут попасть в кровь человека и вызвать не только местные воспаления, но и заражение крови. Ядовитые железы, яд которых смертелен для мышей (на человеке его действие, естественно, не испытывали), были обнаружены лишь у индийской Rhagodes nigrocinctus (Bernard) (Aruchami, Sundara, 1978). У остальных видов (в том числе российских и среднеазиатских) ядовитые железы не выявлены.

Хелицеры имеют ещё одну специфическую функцию - функцию устрашения. И не только их облик и движущиеся части отпугивают неприятеля. При нападении на жертву фаланги издают громкие «стрекотания» благодаря трению хелицер друг о друга (Schmidt, 1993).

Rhagodes eylandti
Rhagodes eylandti (Walter, 1889). Узбекистан, Навоинская обл., надчинковая равнина на западе Мингбулакской впадины.
Первая находка в Узбекистане, севернее основного ареала в Туркмении и Иране на 450–500 км.
Сделана в период учебной практики Кружка юных натуралистов Зоомузея МГУ в августе 2017 г.

Возможно именно знаменитой македонской пехоте (IV–II век до н. э.) мы обязаны названию фаланг. Происхождение этого древнегреческого слова (Φαλαγξ) достоверно неизвестно. Считается, что оно обозначает продолговатую структуру чего-либо. В военном деле фалангой называют вытянутый и тесно сомкнутый строй солдат, которые выставляли перед собой длинные копья. Вероятно, именно эти копья (сариссы) и напомнили П. С. Палласу, который впервые употребил этот термин в качестве научного названия животного, длинные «волоски» паукообразной фаланги, придающие ей несколько устрашающий облик. Неслучайно ещё Плутарх писал о том, что строевая фаланга «…напоминает могучего зверя» (Плутарх, 1994).

Фаланги - не единственное название этого отряда членистоногих. В русской литературе XVIII–XIX веков их именовали бихорками, корректнее же называть сольпугами (Solifugae). Народных названий у сольпуг не меньше, чем научных (Piper, 2007): убегающий от солнца (перевод слова «сольпуга» с латыни, так как большинство видов активны по ночам), верблюжий паук (из-за ошибочного представления о питании фаланг желудками живых верблюдов), паук-парикмахер (согласно легенде сольпуги мощными хелицерами способны выстригать волосы людей и животных, пока те спят, для обустройства своего подземного гнезда), красный римлянин (вероятно, из-за жёлто-коричневой окраски некоторых представителей), баварский скакун и скорпион ветра (по способности быстро бегать и высоко прыгать).

Некоторые представители действительно способны высоко прыгать (до 1 м) и развивать скорость более полуметра в секунду (1.9 км/ч), хотя используют для этого обычно лишь три задние пары ног. В ряде источников (National Geographic, 2011) указывается скорость в 16 км/ч, что вдвое быстрее спринтера-рекордсмена, согласно сведениям Международной ассоциации федераций лёгкой атлетики (Hommel, 2009). Вместе с тем, прыжки на несколько метров и скорость в 40 км/ч - явная ошибка, появившаяся из страха перед этими существами. Такие цифры активно муссировалась среди американских солдат, служивших в Персидском заливе в 1991 г. и в Ираке в 2003 г.

Galeodes araneoides
Galeodes araneoides (Pallas, 1772). Дагестан, Кумторкалинский р-н, окр. Сарыкумских песков.

Недюжинные атлетические способности стали причиной использования сольпуг в специфических боях не только друг с другом, но и со скорпионами. Такие бои нередко устраивали солдаты, дислоцированные в Абу-Кире (Египет) ещё во время Первой мировой войны. А британские военнослужащие в Ливии делали ставки на победу своих фаворитов в подобных «соревнованиях» в период Второй мировой войны (Punzo, 1998).

Сольпуги способны участвовать в состязаниях не только по пересеченной местности, но и в передвижениях по вертикальным гладким поверхностям. Клейкая присоска (пальпальный орган) на педипальпах (ногощупальцах) помогает им не только в лазании, но и в удержании, как жертвы, так и полового партнёра при спаривании.

Самец, ведущий обычно одиночный образ жизни, с наступлением брачного периода отыскивает самку по запаху, ощущая его обонятельными органами на педипальпах. Определённую роль при этом играют оригинальные веерообразные сенсорные структуры (маллиоли, или ракетки), способные воспринимать вибрации в почве (Holm, Dippenaar-Schoeman, 2010) благодаря 72000 нервным окончаниям, которые подходят к каждой маллиоле. Эти структуры выполняют, вероятно, ещё и функцию хеморецепторов (Punzo, 1998).

Спариваются фаланги по ночам. Причём одним видам свойственно принудительное спаривание (Gluvia dorsalis (Latreille), например), другим (Galeodes caspius subfuscus Birula) - спаривание с предварительным ухаживанием (поглаживание самки педипальпами, почёсывание волосками и т. п.) (Barnes, 1987; Hruskova-Martisova et al., 2010).
При спаривании самка впадает в состояние каталепсии (инертности, «оцепенения»), а самец, наоборот, проявляет деятельную рефлекторную энергичность. Он настолько активен, что если в этот момент ему подменить самку неодушевлённым предметом, может этого просто не заметить. Зато после спаривания поведение партнёров меняется - проголодавшаяся самка становится гиперактивной и проявляет хищнические наклонности. В таком состоянии она может и самца съесть, если он не успеет убежать. Сексуальный каннибализм у сольпуг проявляется примерно в 40% случаев.

Размножение у фаланг происходит с помощью клейкого сперматофора (мешочка со сперматозоидами), который самец откладывает на почву, а потом хелицерами запихивает его в половые пути самки. Этот процесс занимает всего 3–4 минуты.

После спаривания самка хелицерами вырывает норку длиной до 23 см (Larsen, [2010]), используя задние конечности для отбрасывания грунта. Эмбрионы начинают своё развитие ещё в яйцеводах матери, и буквально через несколько дней появляется от 30 до 200 яиц. Вылупившиеся в норе маленькие сольпуги сначала неподвижны, но после первой линьки (через 14–20 дней) они покрываются волосками и становятся активными. Некоторые специалисты предполагают, что самка кормит потомство, а маленькие сольпуги выпрашивают пищу, щекоча её своими волосками. Однако достоверно это не доказано.

Gylippus (Anoplogylippus) ferganensis Birula
Gylippus (Anoplogylippus) ferganensis Birula, 1893.
Узбекистан, Ташкентская обл., Паркетский р-н, 25 км ю.-в. г. Газалкент,
ущелье р. Аксакатасай на с.-з. отрогах Чаткальского хр.

С сольпугами вообще связано много непонятного и противоречивого. При всей примитивности внешней организации (строение тела и конечностей) они обладают совершенным типом газообмена, который не встречается у других паукообразных, а характерен для насекомых. Процесс дыхания сольпуг называют прерывистым, потому что он разделяется на фазы: закрытые дыхальца предотвращают поступление кислорода до момента гипоксии (дефицита в организме), после чего начинается его диффузия в ткани, а накопление углекислого газа (гиперкапния) в гемолимфе (жидкости, выполняющей у них роль крови) инициирует начало кислородного этапа (Lighton and Fielden, 1996).

Глаза сольпуг воспринимают свет и движение близких объектов так, что реакция наступает буквально через долю секунды. При этом простые глаза у них отсутствуют (или рудиментарны), а сложные представляют собой лишь интеграцию простых глазков в составной (Беклемишев, 1944).

Сольпуги могут флуоресцировать (светиться по ночам) в ультрафиолетовом свете, хоть и не так ярко, как скорпионы. Не очень понятно, зачем им это нужно. Может быть для ориентации в пространстве (как у скорпионов), а возможно для привлечения ночных насекомых или для защиты от солнечных ожогов некоторых видов (как у растений). Этот вопрос пока остаётся без ответа.

Крайне противоречивы сведения и о продолжительности жизни сольпуг. По одним данным, они существуют около года, другие источники указывают на длительность жизненного цикла в 3–4 года, но есть информация и о 9–10 годах (Larsen, [2010]). Вероятно, это зависит от вида и размеров его представителей. В неволе, правда, сольпуги выживают недолго - обычно около двух недель.

Зимой фаланги впадают в спячку, но и жаркие летние дни они нередко переживают в убежищах (летняя спячка). Одно и то же укрытие сольпуги могут использовать по нескольку раз. Большинство видов ведёт ночной образ жизни, но некоторые активны и днём - даже в 40-градусную жару. Рекордсменом-термофилом считается Galeodes granti Pocock, который в течение суток выдержал температуру в 49 °C при относительной влажности воздуха 10% (Cloudsley-Thompson, 1962). Чтобы не высохнуть в такую жару сольпуги обладают физиологическим механизмом, препятствующем излишнему испарению (Cloudsley-Thompson, 1961). В природе влагу они получают с пищей, но могут для этого выискивать и пережёвывать влажные листья.

Сольпуги - крупные паукообразные: их туловище достигает в длину 7 см, однако размер в 20 см (на что указывают американские военные) - из области фантастики, если, конечно, не учитывать длину вместе с конечностями.

Всего насчитывается около 1100 видов сольпуг из 140 родов (Dippenaar-Schoeman et al., 2006). На территории России они встречаются на Южном берегу Крыма, в Нижнем Поволжье (Волгоградская, Астраханская области и Калмыкия), на Северном Кавказе. Известны они и из Закавказья, Испании, Греции и стран Средней и Центральной Азии. Отсутствуют лишь в Австралии и Антарктике.

Дунаев Е. А. Научный сотрудник Научно-исследовательского Зоологического музея МГУ