зоология

«Клоп на палочке»

Речь не о клопах, и вообще не о насекомых. Такое прозвище у англичан получил один из самых оригинальным российских мхов - Буксбаумия безлистная (Buxbaumia aphylla Hedwig, 1801): его уплощенные коробочки со «вздёрнутым» носиком-крышечкой и с упакованными в них спорами при взгляде сверху по форме напомнили им когда-то очертания маленького клопа. Но буксбаумии есть чем удивить и без этого.

Этот мох - условно говоря, самый древний и примитивный представитель всех современных зелёных (листостебельных) мхов (а они объединяют более 95 % всего мохового разнообразия), специалисты размещают его в самом основании филогенетического древа, которое отражает эволюционные взаимосвязи между зелёными мхами (Новіков, Барабаш-Красни, 2015).

Буксбаумия безлистная

Строение буксбаумии поражает не меньше его названия и положения в системе мхов. Она имеет невероятно короткий (до 1 мм высотой) стебель и почти незаметные (рудиментарные) листочки (до 0.3×0.1 мм) с реснитчатым краем (Игнатов, Игнатова, 2017). Невооруженным глазом листья этого мха практически невозможно увидеть. Именно поэтому буксбаумию и назвали безлистной, хотя, конечно, это не совсем так.

Ко времени когда созревают споры в коробочках, листья превращаются в войлок (!), опутывающий основание ножки в виде муфточки. Войлок состоит не только из длинных краевых ресничек листа, но и из ризоидов (тонких нитей из одного ряда клеток, которые служат для прикрепления к субстрату и поглощения воды с питательными веществами из грунта). К этому времени стебель обрастает основание ножки, на которой расположена коробочка (Игнатов, Игнатова, 2017).

Именно ножку (0.5–2.0 см высотой) спорангия (коробочки) мы и видим обычно, когда встречаем это растение на песчаной почве в хвойных лесах, по краям противопожарных рвов, канав, тропинок, грунтовых дорог. Другие виды этого рода (а их насчитывают 10–12), могут расти и на гниющей древесине.

В России кроме безлистной буксбаумии встречается ещё два вида: зелёная (Buxbaumia viridis (Moug. ex Lam. et DC.) Brid. ex Moug. et Nestl., 1823) растёт в Крыму (урочище Караголь около Ялты - Партыка, 2005), на Кавказе (Кавказский заповедник и Теберда) и в Ленинградской области (единственная находка на о-ве Гогланд в Финском заливе 1867 г. - Игнатов, Игнатова, 2017); а Буксбаумия Минакаты (Buxbaumia minakatae Okamura, 1911) живет на Алтае (Телецкое озеро), в Восточном Саяне, Забайкалье и Приморском крае (Игнатов, Игнатова, 2017).

Безлистная буксбаумия внесена в Красные книги Архангельской, Мурманской, Сахалинской, Кировской, Ульяновской, Новгородской и Томской областей, Красноярского края, Чукотки и Татарии, хотя встречается по северу России практически повсеместно, но увидеть её удается редко из-за отсутствия заметных зелёных листьев. Она известна из Центральной Европы, Южной Японии, Австралии и Новой Зеландии (Игнатов, Игнатова, 2017).

Вид был официально описан одним из основоположников бриологии (науки о мхах), немецким ботаником Иоганном Гедвигом (Хедвигом) (1730–1799). По профессии он был врачом, но всю жизнь занимался изучением растений, стал даже директором ботанического сада в Лейпциге. Именно он первым увидел не только антеридии и архегонии (органы полового размножения растений), но и наблюдал спорообразование в них, а также развитие протонемы (нитчатой структуры, сформированной при прорастании споры мха).

Он то и узаконил такое необычно звучащее название для этого мха, которое дано было в честь другого известного немецкого исследователя Иоганна Христиана Буксбаума (1693–1730). Буксбаум стал первым российским профессором ботаники и натуральной истории в Санкт-Петербургской Академии наук, заведовал Ботаническим садом (тогда Аптекарским огородом) Ботанического института им. В. Л. Комарова РАН. Находясь на академической службе по приглашению Петра I с 1721 г., он много путешествовал по Малой Азии и Кавказу, бывал в Восточной Европе и Сибири. Во время одного из путешествий Буксбаум простудился и заболел чахоткой (туберкулёзом), но продолжал поездку, собирал ботанический, зоологический, геологический и этнографический материал для российских музеев. Его все-таки заставили вернуться в Петербург, а потом он уехал лечиться в Саксонию, где и скончался.

Буксбаум описал около 500 новых для науки видов растений. В его честь названы осока, вероника и цельнолистник (Carex buxbaumii Wahlenb., Veronica persica Poir., Haplophyllum buxbaumii (Poir.) Boiss.), но самая интересная история связана именно с названием его мха.

В качестве врача Буксбаум сопровождал известного русского дипломата графа Александра Ивановича Румянцева (1680–1749) в его поездке в Константинополь (ныне Стамбул, Турция). Откуда он поехал в Грецию, посетил Баку, Дербент и Астрахань. Именно на берегу Волги, около Астрахани, он собрал и описал образец этого мха (Buxbaum, 1728), который хотел назвать в честь своего отца, но испугался насмешек (Greville, Arnott, 1824). Поэтому мох и остался практически безымянным.

Дальнейшая судьба этого растения ещё забавнее. Его именем случайно «обозвали» совсем другой, политрихумовый, мох (тот, к которому у нас относят так называемый кукушкин лён). А потом буксбаумию стали считать грибом! Да, именно так: его коробочка на ножке, «без листьев» напомнила Альберту Галлеру (Haller, 1742) гриб-слизевик (сейчас эту группу грибоподобных организмов относят к миксомицетам из царства Protoctista). Такое судьбоносное решение на некоторое время закрепило за буксбаумией «грибной» статус в работах нескольких известных ботаников. Потом о буксбаумии кто только не вспоминал, включая знаменитого Карла Линнея. И только И. Гедвик дал ей корректное описание и систематическое положение.

Вот такая непростая судьба у «клопа на палочке».

Фото сделано в Московской области (заказник Русский лес, недалеко от Приокско-Террасного заповедника).


Игнатов М. С., Игнатова Е. А., 2017. Порядок Buxbaumiales Cavers. - Флора мхов России, т. 2: Oedipodiales – Grimmiales. М.: КМК, с. 124–130.
Партыка Л. Я., 2005. Бриофлора Крыма. – Киев: Фітосоціоцентр, 170 с.
Buxbaum J. Ch., 1728. Plantarum minus cognitarum, centuria 2, completens plantas circa Byzantium et in orientale observatas. - Petropoli: Typographia Academiae, р. 8.
Greville R. K., Arnott G. A. W., 1824. Tetramen methodi Muscorum, or A new arrangement of the genera of mosses, with characters, and observations on their distribution, history, and structure. - Memoirs of the Wernerian Natural History Society, v. 5, № 1, p. 86–88.
Haller А., 1742. Enumeratio methodica stirpium Helvetiae indigenarum: qua omnium brevis descriptio et synonymia, compendium virium medicarum, dubiarum declaratio, novarum et rariorum vberior historia et icones continentur, t. 1, p. 10–11.
Новіков А. В., Барабаш-Красни Б., 2015. Сучасна систематика рослин. Загальні питання: навчальний посібник. - Львів: Ліга-Прес, 686 с.

Дунаев Е. А. Научный сотрудник Научно-исследовательского Зоологического музея МГУ