Детская тайна королевской огнёвки
Огнёвки - собирательное название нескольких семейств бабочек, среди представителей которых встречаются вредителей леса, сельскохозяйственных культур и пищевых продуктов. Эти насекомые доставляют людям множество хлопот обычно на стадии гусеницы. Именно поэтому детство бабочек-огнёвок специалисты изучили неплохо.
Разные виды этих насекомых нередко устраивают свой «детский сад» в крайне оригинальных местах, размещая потомство по неожиданным для людей адресам.
Так вот гусеницы некоторых огнёвок рода Scoparia (семейство Огнёвки-травянки - Crambidae: подсемейство Scopariinae) поселяются на замшелых стенах домов. В паутинных ходах, проложенных между корнями злаков, обитает люцерновая огнёвка (Oncocera semirubella (Scopoli, 1763) [Crambidae: Spilomelinae]). На еловые шишки позарились гусеницы еловой огнёвки - Dioryctria abietella (Denis et Schiffermüller, 1775) [из семейства Настоящие огнёвки - Pyralidae: Phycitinae] - они питаются незрелыми семенами и чешуйками. К осени повреждённые шишки падают на землю, а гусеницы выползают из них и окукливаются в почве.
Рыжая перевязь, окантованная белыми полосками, на фиолетовом фоне передних
крыльев королевской огнёвки хорошо отличает её от многих других.
Ещё более оригинальное путешествие устраивает себе гусеница Schoenobius gigantellus (Denis et Schiffermuller, 1775) [Crambidae: Schoenobiinae]. Она живет в молодых побегах обыкновенного тростника (Phragmites australis (Cav.) Trin. еx Steud., 1840) и манника (Glyceria maxima (Hartm.) Holmb., 1919), выгрызая их сердцевину. Потом гусеница срезает часть побега (трубчатое междоузлие), закупоривая его с обоих концов, и сваливается в таком контейнере в воду. Как в бочке из сказки о царе Салтане, личинка отправляется в плавание, пока её плавательное средство не застрянет среди других растений, на которые она сможет вылезти.
Ещё интересней складывается судьба рясковой огнёвки - Parapoynx stratiotataum (Linnaeus, 1758) [Crambidae: Acentropinae], гусеницы которой живут в воде, питаясь листьями телореза (Stratiotes aloides Linnaeus, 1753) и роголистника (Ceratophyllum demersum Linnaeus, 1753). Чтобы эффективно дышать в водной среде они приобрели жабры, а воздушные дыхальца (стигмы) у них прикрыты кожными валиками - так в трахеи не попадает вода. Жабрами обладает и подводная огнёвка - Acentria ephemerella (Denis et Schiffermuller, 1775) [Crambidae: Acentropinae], которая отгрызает кусочек листа, плавающего по поверхности воды, подгибает его под себя и устраивает под таким «одеяльцем» воздушный кокон (Плавильщиков, 1941). Воздух в него поступает из прогрызенного личинкой отверстия в стебле растения.
Сушёные яблоки любят гусеницы сухофруктовой огнёвки Cadra (= Ephestia) cautella (Walker, 1863) [семейство Настоящие огнёвки - Pyralidae: Phycitinae]. Они подъедают не только сухофрукты, но и орехи, зёрна кукурузы и продукты их переработки, семена риса и гречихи, даже табачные и кондитерские изделия (Загуляев, 1965; Свиридов, 1974), очень любят шоколад. А когда еды не остается, гусеницы приступают к каннибализму - поедают яйца и мелких личинок своего же вида (Gordon, Stewart, 1988).
Малая домовая огнёвка (Aglossa cuprealis (Hübner, [1809]) [Peralidae: Pyralinae]) питается жиром и сухожилиями трупов, а иногда - помётом голубей на чердаках (Grabe, 1942). В запасах сала и масла поселяется гусеница жировой огнёвки - Aglossa pinguinalis (Linnaeus,1758) [Pyralidae: Pyralinae]. А личинки восковой огнёвки (Aphomia sociella (Linnaeus, 1758) [Pyralidae: Galleriinae]) питаются … бумагой старых книг и гербарными прокладками, но если такого лакомства не находится, то они переходят на потребление шмелиных гнёзд. Гусеницы витой огнёвки (Lamoria anella (Denis et Schiffermuller, 1775) [Pyralidae: Gallerinae]) грызут бумагоподобную массу сот обыкновенных ос (Vespidae). Да и вообще представители подсемейства Gallerinae нередко полупаразитно живут в гнёздах общественных перепончатокрылых насекомых (пчёл, шмелей и ос).
Но далеко не у всех огнёвок так хорошо изучена личиночная стадия развития, и где проходит детство некоторых из них не известно до сих пор. Совсем недавно выяснилось, что гусеницы королевской (роскошной) огнёвки (Pyralis regalis (Denis et Schiffermüller, 1775) [Pyralidae: Pyralinae]) в Японии живут в гнёздах ос и длиннохвостой неясыти (Strix uralensis Pallas, 1771) в качестве ассенизаторов - Nasu et al., 2012, хотя в России местом их прописки называют опавшую листву.
В первых числах июля 2018 г. учащиеся Кружка юных натуралистов Зоологического музея МГУ в течение нескольких дождливых дней наблюдали массовый выход взрослых бабочек (до 6 экземпляров в час) из купола гнезда рыжих лесных муравьёв (Formica rufa Linnaeus, 1761) на севере Московской области (в окрестностях станции Карманово под Дубной). Вероятно, влажный период появления на свет был выбран огнёвками не случайным, так как для некоторых из них (например, для лугового мотылька - Loxostege sticticalis (Linnaeus, 1761) [Crambidae: Pyraustinae]) массовое размножение характерно именно в дождливый сезон, а гусеницы их первого поколения считаются сильно гигрофильными (влаголюбивыми). Что делали бабочки в гнезде муравьёв не ясно, но вполне вероятно, что там проходили развитие их личинки, питающиеся неиспользованной органикой хозяйских гнёзд.
Взрослые бабочки огнёвок охотно летят ночью на свет фонарей, потому-то их и стали так именовать (Бей-Биенко, 1966), хотя иногда название связывают с мифическими организмами, живущими в огне (Кирпичникова, 2009). Как бы то ни было, внешне они, напоминающие крупных молей, выглядят очень по разному: есть невзрачные формы, а есть очень яркие и красивые, к которым по праву можно отнести и королевскую огнёвку, давно ставшую в некоторых европейских странах большой редкостью. В России же она достаточно обычна, хотя личинки ведут скрытый от человеческих глаз образ жизни, поэтому наблюдение юннатов Зоомузея МГУ можно считать небольшим открытием в биологии этого вида.
Дунаев Е. А. Научный сотрудник Научно-исследовательского Зоологического музея МГУ