Изобретательный ушастик
Ушастая круглоголовка (Phrynocephalus mystaceus) - одна из самых известных ящериц России и пустынной Азии. Во все времена, с самого момента её описания известнейшим отечественным исследователем Петром Симоном Палласом в 1776 г., это животное привлекало к себе пристальное внимание не только необычным обликом маленькой собачки, но и особенностями «смекалистого» поведения.
Характерная особенность ушастой круглоголовки - крупная подмышечная чешуйка.
Можно подойти вплотную к лежащей на песке ящерице и не увидеть её. Песчаная окраска из мелких жёлтых и серо-тёмных точек так маскирует круглоголовку среди барханов, что заметить её возможно только когда у неё кончится запас терпения, и она с неимоверной скоростью рванёт в сторону. За секунду ушастая круглоголовка преодолевает до 3.7 м (Суханов, 1968). Человек успел моргнуть всего два раза, а ящерица за это время перебежала уже на десяток метров!
Если попытаться её догнать - она скрывается в норке или за колючим кустиком, но если преследователь пробует обогнуть такой куст - круглоголовка передвигается так, чтобы куст постоянно располагался между ней и опасностью.
В конце концов, такая «игра» ей надоедает, и ящерица прибегает к хитрости: закапывается в песок боковыми движениями туловища. Происходит это быстро - в считанные секунды. Ящерица начинает вибрировать телом так, что окружающие песчинки «закидываются» ей на спину и круглоголовка как бы утопает в песке. Наружу торчат лишь её крупные ноздри, а порой на песке остается лишь след от погружения - эдакая «могилка».
Иногда только глаза и ноздри остаются на поверхности, когда круглоголовка
закапывается в песок.
Чтобы песок при закапывании не засыпался в ноздри, круглоголовка обладает особым клапаном на входе в носовой синус. Так она может находиться в песке десятки минут и дышать интерстициальным воздухом (содержащимся между песчинками). Длинные ресницы (точнее зубчатые ресничные чешуйки), прикрывающие глазное яблоко, предохраняют его от царапания песком и засорения.
Если такой камуфляж не помогает, ушастая круглоголовка приступает к созданию образа маленького монстра. Выглядит это забавно, но достаточно устрашающе. Она расправляет полукруглые складки кожи в углах рта (потому и называют её ушастой), капилляры внутренней поверхности которых под давлением наполняются кровью. В результате этого кожа приобретает фиолетово-красный оттенок, симулируя огромную пасть, по краям которой расположены острые «зубы» - треугольные роговые чешуйки, в действительности совсем не опасные и мягкие, но кто ж об этом думает, когда такой агрессивный «зверь» с огромной пастью пытается ухватить тебя за палец. Кстати укус ушастой круглоголовки хоть и не опасен, но достаточно болезненен. Мягкие участки кожи она может прокусить до крови. Боль терпимая, но в сочетании с угрожающим поведением хорошо отпугивает неприятеля. Круглоголовка при этом подпрыгивает, пытается кусать, фырчит и периодически активно крутит хвостом.
Ушастая круглоголовка в позе угрозы.
К слову сказать, хвост она использует и для других целей. Разнообразные движения хвостом - это своеобразный язык общения ящерицы. Такие манипуляции отдаленно соответствуют языку жестов - фигурам, складываемых из пальцев глухонемыми людьми. Ушастая круглоголовка обладает двумя основными типами «жестикуляций»: размахиванием вертикально поднятого хвоста в разных направлениях и скручиванием его спиралью «из положения лёжа» и обратно.
Согласно недавним исследованиям поведения круглоголовок, выяснено, что первый тип движений является признаком агрессии (после него обычно следует нападение на неприятеля или полового партнера). Второй же скорее связан с умиротворением.
Кожными складками в углах рта ушастая круглоголовка имитирует крупный рот с
зубами.
Ушастая круглоголовка, как и многие другие виды рода - настоящий термический экстремал. Она хорошо себя чувствует при температуре тела 32–38.8 °С, предел её активности - 44.2 °С (Черлин, Музыченко, 1988), и лишь при температуре в 45–46 °С ей становится не по себе (Гражданкин, 1973). Стоит при этом вспомнить, что белки человеческой крови денатурируются (происходит разрыв бисульфидных мостиков, обеспечивающих третичную структуру белков) при нагревании уже в 42 °С. Круглогововки обладают невероятно высокой степенью теплоустойчивости тканей (Ушаков, 1963), а повышение температуры их тела ведёт к увеличению скорости обмена веществ и учащению ритма сердечных сокращений. Летальные температуры нарушают деятельность её нервной системы, уменьшают объём кислорода в организме (вызывают аноксию) и приводят к разрыву связи гемоглобина с кислородом (Слоним, 1971).
Чтобы избежать таких перегрузок у ящериц есть простой способ - уйти в тень или спрятаться в норе. Даже при температуре воздуха летом в пустыне в 35 °С (на высоте метра от поверхности) температура в норе на глубине 1 м достигает всего 20–25 °С (Дедков, 2012). Окончание норы круглоголовок нередко располагается в зоне увлажненного песка. Таким способом они спасаются не только от перегрева, но и от излишней потери влаги.
Воду круглоголовки обычно не пьют - потребляют с пищей, но большей частью лишь потому, что найти воду в пустыне сложно. Капли воды появляются как конденсат на листьях пустынных растений при разнице ночных и дневных температур, или когда идёт дождь. Иногда во время дождя круглоголовки выходят из нор на поверхность и специально подставляют своё тело потокам воды так, чтобы они стекали по спине ко рту (приподнимают задние конечности и хвост, опускаясь на передних).
Ушастая круглоголовка осматривает окрестности.
Поверхность песка в некоторых пустынях в жаркий летний день раскаляется до 70, а то и до 90 °С. Круглоголовкам приходится бегать по нему как по раскалённой сковородке, поэтому, притормозив после перебежки, они поднимают пальцы вверх (стоят на «пятках»), чтобы снизить площадь соприкосновения конечностей с горячим грунтом. При этом ящерицы располагаются на вытянутых ногах, потому что даже в 5 см от поверхности, температура воздуха ниже на несколько градусов.
Ушастые круглоголовки сталкиваются с ещё одной проблемой в песчаной пустыне. Вспомните, как нам тяжело продвигаться по рыхлому снегу - каждый шаг сопровождается высокими энергозатратами, т. к. приходится поднимать провалившуюся в снег ногу. Совсем иная ситуация, когда мы встаем на лыжи - так мы перераспределяем наш вес по всей лыже, а в итоге давим на снег в семь раз слабее, потому и не проваливаемся в него. Аналогично поступают и ушастые круглоголовки (самые крупные из всех представителей рода) на рыхлом песке: чтобы не проваливаться в него, эволюция «подарила» ей свои «лыжи» - длинные треугольные чешуи на пальцах, которые увеличили площадь соприкосновения с песком.
Морфологические особенности ушастой круглоголовки (крупные размеры, наличие «ушей» и большой подмышечной чешуйки) не менее оригинальны, чем экологические и этологические. Поэтому её попытались выделить в самостоятельный род - Megalochilus (Ананьева, 1986), но это не закрепилось в науке.
Ушастая круглоголовка в нападении.
Подвидовая структура ушастой круглоголовки до сих пор является предметом изучения. Некоторые географические расы, описанные Дмитрием Борисовичем Красовским (1908–1938) сейчас не признаются: в частности круглоголовки из дагестанского песчаного массива Сарыкум - Phrynocephalus mystaceus mystaceus natio dagestanica Krassowsky, 1932 = Phrynocephalus mystaceus dagestanica (Ananjewa, 1986) (Дунаев, 2001) и азиатская Phrynocephalus mystaceus galli Krassowsky 1932 (названа в честь супруги Красовского - Галли Николаевны Ментовой). Судьба этого замечательного отечественного зоолога трагична: он был расстрелян 13 июля 1938 г. в красноярской тюрьме по ложному обвинению в терроризме и диверсиях (Шергалин, 2017).
Современная систематика ушастой круглоголовки выглядит так: основную часть ареала в России (Сред. Дагестан, Сев. Чечня, Калмыкия, юг Астраханской области), Туркмении, Узбекистане и на большей части Казахстана занимает номинативный подвид - Phrynocephalus mystaceus mystaceus (Pallas, 1776), в синонимы которого входят и указанные выше (дагестанский и азиатский). По жёлтому подхвостью молодых особей он хорошо отличается от «оранжевохвостых», один из которых (Phrynocephalus mystaceus aurantiacaudatus Semenov et Shenbrot, 1990) живет в Вост. Казахстане и Сев.-Зап. Китае, а второй - в Иране и, возможно, в Сев. Афганистане.
Дунаев Е. А. Научный сотрудник Научно-исследовательского Зоологического музея МГУ