Сколько спит соня?
Соня - странное имя для животного. Так и хочется предположить, что этот грызун любит хорошо поспать. И мысль эта не лишена основания. На севере ареала (области распространения) эти зверьки во сне проводят до восьми месяцев, в совершенстве оправдывая своё название. Но в местах, где зима не сурова, сони могут в спячку и вообще не впадать.
Из всех сонь лесная (Dryomys nitedula (Pallas, 1778)) - самая широко распространённая. Живёт она от Европы до Монголии и Китая. Даже если анатолийскую лесную соню (Dryomys laniger (Felten et Storch, 1968)) из Турции признавать как самостоятельный вид (Kryštufek, Kennerley, 2019) и исключить из состава обычной лесной, как считают правильным многие специалисты, ареал лесной сони всё равно остаётся рекордным.
Облик сони очень милый, а её шикарный пушистый хвост - особый «инструмент». Им она маневрирует в прыжках с дерева на дерево, прикрывается им во время сна. Хвост краснеет, когда зверёк сердится. Соня распушает его, чтобы создать видимость более крупного объекта перед неприятелем (Айрапетьянц, 1983). А если хвост сони станет добычей хищника, кожа на нём с легкостью обрывается и чулком сходит с позвоночного стержня. Не редко происходит и обрыв самого позвоночника по так называемым кольцам автотомии (специфическим перетяжкам, лишённых мышечных фибрилл - волокон). Таких зон, где идет разлом хвоста (как у некоторых ящериц), у сони несколько (Айрапетьянц, 1983). Так лесная соня жертвует частью своего роскошного хвоста, но зато сохраняет себе жизнь!
Лесная соня. Узбекистан. Шаваз.
Гнездо лесной сони кажется просто нагромождением листьев и веток. Но это совсем не так. Снаружи оно очень прочное, листья и ветки упакованы так, что ни ветер, ни дождь внутрь домика не проникнут. Более того, изнутри гнездо выстлано мощным слоем мха, сухой травы, утеплено растительным и птичьим пухом, шерстью зверей. Иногда самки украшают «комнату» яркими цветами, инкрустируют её разноцветными перышками птиц. Эдакие эстеты! Холостые самцы, правда, к своему убежищу относятся более наплевательски. Часто их гнездо напоминает просвечивающий каркас, но зверёк там много и не живёт, а лишь иногда ночует. Причём, подобных хибарок на участке у него может быть несколько. А порой холостяки вообще не заморачиваются строительством и могут переночевать в брошенном гнезде сороки, вороны, дрозда или даже в деревянном синичнике (Айрапетьянц, 1983). Гнездо готовящейся к родам самки - конечно, намного более основательное сооружение. Порой она устраивает его в дупле дерева. Самка - очень заботливая мамаша, она обогревает и постоянно облизывает потомство. А когда нужда заставляет её выходить из гнезда на кормёжку, то аккуратно «закрывает за собой дверь» (затыкает вход гнездовым материалом), даже, если отсутствует дома совсем недолго (Айрапетьянц, 1983).
Большую часть времени сони держатся у гнезда (в пределах 50–300 м), на своих участках. Но зимовать уходят в «подземелье»: кучи хвороста, углубления между корней и т. п.
Детёныш лесной сони
Соня - гетеротермное животное: способна замедлять жизненные процессы при понижении температуры воздуха, экономно расходуя таким способом свои энергетические запасы, которые она накопила осенью в виде жира под кожей и между петель кишечника. Так лесная соня переживает неблагоприятные термоусловия и бескормицу. Она просто засыпает - впадает с состояние гибернации, когда происходит торможение обмена веществ и других физиологических функций организма. Орешниковая соня (Muscardinus avellanarius), например, способна при этом задерживать дыхание до 11 минут (правда потом делает сразу несколько вздохов подряд). Температура её тела во время гибернации падает с 36 до 0.25 °С, а частота сердечных сокращений - с 30 до 6 ударов в минуту (Айрапетьянц, 1983). У лесной сони, правда, температура тела во сне редко опускается ниже 5 °С (Clementi et al., 2003). Но и при таких обстоятельствах удивительно, как они вообще выживают, ведь дыхательный центр во время гибернации обычно сильно угнетён, и вентиляция легких минимальна!
Не редко сони зимуют в группе, это связано с экономией теплопотерь. Однако
подобное стремление к коллективизму имеет и оборотную сторону. Тот, кто по весне
или в оттепель проснётся первым, может пополнить энергетические потери за счёт
спящего, просто съев его «без всяческих предрассудков и угрызения совести».
Явление каннибализма у сонь в таких случаях вполне допустимо, и им совершенно
всё равно, кто спал с ними в «соседней постели».
Когда соня просыпается, первым делом приступает к «умыванию».
Рацион этого зверька изысканный и питательный - ягоды и орехи, любит соня яблоки и алычу, обожает малину с ежевикой, мякоть персика и виноград, молодые веточки и почки, охотно ест семечки арбуза и дыни, но на десерт не против полакомиться насекомыми и их личинками. Порой около дупла сонь скапливается до 1500 косточек урюка (Айрапетьянц, 1983). Если соня просыпается во время зимовки, она подкармливается теми семенами и ягодами, которые она в обилии предусмотрительно заранее натаскала в свою зимовочную квартиру. По весне в Дагестане основу питания сонь (до 65 %) составляют животные (жуки-чернотелки, гусеницы, дождевые черви), почти в три раза меньше они потребляют различную зелень (преимущественно злаки). Летом доли этих кормов уравновешиваются, и добавляются сочные корнеплоды. А вот к осени сони переходят на семена (76.4 %) (Магомедов и др., 2012).
Детёныши сонь рождаются голыми и весят всего около двух грамм, через 16 дней они прозревают и покрываются сероватой шёрсткой, а в двадцатидневном возрасте уже начинают самостоятельное питание и периодически выбираются из гнезда. Вскоре у них начинается разудалая жизнь: они как угорелые носятся по кустарникам, играют в «догонялки», передвигаясь по кругу, и иногда пытаются вовлечь в свои забавы маму (Айрапетьянц, 1983), которая «покрикивает» на них даже с использованием ультразвуков. В передвижении соням помогают кисти лап, повёрнутые наружу под углом в 30°, и мощные подошвенные мозоли. Это повышает устойчивость на тонких ветках. Длинные волосы на мордочке (вибриссы), составляющие до 20 % длины туловища, касаются листвы и оперативно ориентируют их в пространстве. В прыжках с ветки на ветку сони могут преодолевать расстояние до 2 м.
Лесная соня. Узбекистан. Шаваз.
Айрапетьянц А. Э., 1983. Сони. - Серия: Жизнь наших птиц и зверей, вып. 5. Л.: ЛГУ, 192 с.
Магомедов М. Ш., Мамаева С. К., Сайпуева Э. Б., 2012. Анализ качественного и количественного состава кормов лесной сони в различных типах леса предгорной зоны Дагестана. - Юг России: экология, развитие, № 2, с. 46–49.
Clementi M. E., Petruzzelli R., Filippucci M. G., Capo C., Misiti F., Giardina B., 2003. Molecular Adaptation To Hibernation: The Hemoglobin Of Dryomys Nitedula. - Pflügers Archiv: European Journal of Physiology, v. 446, № 1, рр. 46–51.
Kryštufek B., Kennerley R., 2019. Dryomys laniger [electronic document]. - The IUCN Red List of Threatened Species 2019: e.T6859A78318542.
На первом рисунке: турецкая биметаллическая монета 2016 г достоинством 1 лира с изображением анаталийской лесной сони Центр из латуни кольцо из медно-никелевого сплава
Дунаев Е. А. Научный сотрудник Научно-исследовательского Зоологического музея МГУ