Удав, стреляющий кровью
Каждый защищается от врагов, как может: кто прячется, кто нападает. Попытка ошеломить неприятеля выстрелом, где «пулями» становятся капли крови, в природе не нова. Кровью стреляют игуаноморфные жабовидные ящерицы (некоторые представители рода Phrynosoma) и земляные удавы (Tropidophis sp.). Схема процесса относительно проста: кровь под давлением «подаётся» в глазную вену, глаза становятся рубиново-красными, капилляр разрывается, и струя капель крови брызжет на противника (Дроздов, 1969; Дунаев, Орлова, 2003). Причем удав может стрелять кровью не только из глаз, но и из ноздрей и даже изо рта.
Хорошо заметен вертикальный зрачок у кубинского земляного удава.
Но не только этим известен земляной удав. У него совершенно потрясающая окраска. Нет, речь не разноцветных морфах, хотя и они удивительно разнообразны: от коричневой с тёмными пятнами до ярко-оранжевой. Жёлтым кончиком хвоста он может даже приманивать мелкую добычу. По способности изменения окраски (от светлой ночью до тёмной днем) ему вообще нет равных среди змей. Только ящерицы умеют так менять интенсивность окраски, перераспределяя пигментные гранулы (чем равномернее они расположены по клетке, тем окраска темнее). При этом удав светлее, как не странно, ночью, когда он наиболее активен. Более того, земляной удав способен менять окраску даже в зависимости от физиологического состояния. Полосы и пятна, появляющиеся ночью на светлом фоне, способны отражать свет, создавая фосфоресцирующий эффект (Даревский, Орлов, 1988), при котором энергия в виде света высвобождается не сразу с наступлением темноты, а через некоторое время. Возможно, такие пятна и полосы привлекают внимание насекомых, которые принимают их за фосфоресцирующие лепестки, а на них охотятся лягушки, ящерицы, птицы и мелкие грызуны, которые являются объектами питания земляного удава.
Кубинский земляной удав - Tropidophis melanurus (Schlegel, 1837) под вечер
выполз на дерево.
Земляным удав назван не случайно. Большую часть времени он проводит под землёй и в подстилке тропических лесов, скрываясь под брёвнами в сосняках и среди кустарников на болотах. Увидеть его сложно - ведёт чрезвычайно скрытный образ жизни, хотя порой он встречается недалеко от человеческого жилья (под обломками мусора в парках, около усадеб, даже на территории туристических отелей). С наступлением ночи или пасмурной погоды (во время дождя) земляной удав заползает на деревья, иногда располагаясь в «гнездах» бромелиевых растений. Удерживаться в кроне ему помогает цепкий хвост, а ориентироваться в темноте - вертикальный зрачок. Именно такой зрачок позволяет хищникам не только дозировать количество света, чтобы в темноте хорошо видеть, но и фокусироваться на добыче, правильно оценив дистанцию до неё (Blanks et al., 2015).
Фактически именно земляные удавы (32 вида рода Tropidophis) образуют самостоятельное семейство Tropidophiidae (по современным представлениям в семейство входят ещё два вида рода Trachyboa). Эти змеи до сих пор вызывают дискуссии относительно их положения в системе родственных отношений с другими змеями. С одной стороны, они - типичные удавы, с другой - отличаются от них полным отсутствием левого и наличием трахеального лёгкого, что сближает земляных удавов с предками ужеобразных змей (Дунаев, Орлова, 2003). Молекулярные исследования размещают их рядом со сверташками (Aniliidae: Anilius scytale) и между червеобразными (Scolecophidia) и остальными (Alethinophidia) змеями (Vitt, Caldwell, 2009; Pyron et al., 2013).
Практически все виды семейства редкие, их биология изучена слабо, меры охраны разработаны плохо (Даревский, Орлов, 1988), поэтому они внесены в Приложение II Конвенции о международной торговле (СИТЕС). Это живородящие змеи, у которых бывает от 8 до 36 новорождённых (O’Shea, 2011).
Самым крупным и наиболее известным представителем семейства является кубинский земляной удав - Tropidophis melanurus (Schlegel, 1837). В длину он достигает 1 м (O’Shea, 2011). Обитает на Кубе и на ближайших островах, включая Кайо-де-Сан-Фелипе (Кайо-Реал), Исла-де-ла-Ювентуд и Навасса (McDiarmid et al., 1999).
Кубинский земляной удав был описан известным немецким орнитологом Германом Шлегелем (1804–1884). В детстве его отец, пивовар и коллекционер бабочек, познакомил сына с известным орнитологом, пастором Кристианом Людвигом Бремом (1787–1864), отцом Альфреда Брема, что и наложило отпечаток на будущее Шлегеля. Судьба привела его к директору музея естествознания в Лейдене Конраду Якобу Темминку (1778–1858), который поручил Шлегелю работу с коллекцией рептилий. Однако широкая эрудиция Шлегеля позволяла ему заниматься и другими группами животных. В сотрудничестве со своим другом, немецким медиком и исследователем фауны Японии и острова Ява, Филиппом Францем фон Зибольдом (1796–1866) он создал уникальное произведение - «Fauna Japonica» (1845–1850), но, уважая своего учителя (К. Я. Темминка) все главы, посвященные герпетологии, они подписывали его именем. Именно Герману Шлегелю принадлежит идея создания монографии по змеям (1837 г.) - в ней он и описал впервые для науки кубинского земляного удава. Структура книги оказалась настолько удачной, что её переняли другие исследователи (наиболее известными последователями оказались прославившиеся многотомным изданием по герпетологии Андре-Мари Констан Дюмериль, Габриэль Биброн и Огюстен Дюмериль). Г. Шлегель же после этого сосредоточил свои усилия в области изучения птиц, и стал крупнейшим орнитологом мира своего времени (Adler, 1989). В его честь было названо много животных (пингвин, кускус, чекан, ботропс и другие) и лиана, которая сейчас выделена в самостоятельное семейство растений (Schlegeliaceae).
Дунаев Е. А.
(Все фото сделаны в природе при содействии А. М. Брагина.)