зоология

Неопрятный райский красавец (Удод)

Смердюха, ваняка, неряха - это далеко не полный перечень забавных эпитетов негативного смысла, которыми народная молва наградила, пожалуй, самую красивую птицу Европы, ставшую одним из ежегодных орнитологических символом России - птицей 2016 года.

Удод: ярко-оранжевое оперение, длинный клюв, перья, поднимающиеся веером на затылке в оригинальный гребень-хохолок. Все это приковывает внимание к нему и создаёт необычное впечатление. Для пернатых российской фауны облик этой птицы настолько оригинален, что кажется, будто она невзначай залетела к нам из тропиков. Неслучайно у многих народов её называют райским удодом. Живет такой красавец практически у нас под боком (обычен в центральных и южных районах России), но ареал его достаточно широк.

Удод распространён почти по всей Европе, освоил Азию и большую часть Африки, добрался до Ленинградской области и мыса Доброй надежды. В 1975 году залетал на Аляску (в дельту реки Юкон). Отмечался даже на ледниках (Ляйстер, Соснин, 1942). Поднимался вроде на высоту 6400 м (!), где его заметили покорители Эвереста. Но в норме удод редко встречается в горах выше 2–3 км над уровнем моря.

Удод с расправленным хохолком
Удод с расправленным хохолком. Астраханская область.

Излюбленными местами его обитания являются равнинные участки с разреженными кустарниками и деревьями: луга, саванны, пастбища, где он нередко сопутствует пасущимся животным; помойки и кучи навоза, в которых удод находит себе пищу. Крайне редко его можно увидеть в лесной зоне, хотя отмечали удода и в Приморье, и на Тянь-Шане среди ельников (Панов, 1973; Шукуров, 1986). Достаточно обычен удод в южных российских городах (Анапе, Ялте и др.), где мирно бродит по газонам, скверам и пустошам. В Подмосковье встречается в садоводческих посёлках, которые построены на участках бывших торфяных разработок (Конторщиков, 2001) - предполагают, что эти птицы расширяют свой ареал по новым агроценозам. Численность удода в некоторых регионах России достаточно велика: в Ставрополье, например - до 20000 гнездящихся пар, а в послегнездовой период - около 120000 особей (Хохлов, Афанасова, 1986). Но в некоторых местах (преимущественно по краю зоны распространения) удод редок и включён в Красные книги (Литва, Латвия, Эстония; Липецкая, Московская, Тверская, Кировская, Новосибирская, Томская области, Башкирия, Марий Эл, Удмуртия и Татарстан).

Из различных грунтов, в том числе из земли, кизяка (высушенного навоза), скоплений экскрементов животных, гниющих мусорных остатков удод добывает себе пропитание. Обладая коротким языком, он не всегда способен съесть добычу с земли. Удод схватывает жертву клювом, а потом как цирковой жонглёр подбрасывает её в воздух, ловит, ориентируя вдоль клюва для удобства проглатывания. Крупного жука-навозника или кобылку с постоянно дрыгающими конечностями, удод сначала умерщвляет ударами об землю или бревно. Иногда расчленяет её на части, и только потом проглатывает. Кормом для удода могут быть не только насекомые, но и пауки, дождевые черви, наземные моллюски, даже ящерицы и мелкие лягушки. Охотничий участок этого вида занимает территорию приблизительно в 1 км2. Птица обследует её с завидной тщательностью. И, образно говоря, выполняет до некоторой степени санитарную функцию, уничтожая много вредных для человека и его хозяйства насекомых. Но пристрастие удода к помойкам и навозу в обывательском восприятии создало о нём не очень эстетичный образ.

Во многом этому способствовал и его оригинальный способ защиты собственных детей от возможных врагов. Стоит только подойти к гнезду удода, самка и птенцы могут прицельно «расстрелять» потенциальную опасность струёй помёта, смешанного с неприятно пахнущей тёмной маслянистой жидкостью копчиковой железы. Это отпугнёт не только кошку или кунье млекопитающее, но и человека, который, ретировавшись, порой выпустит ругательство в сторону пернатого. А ведь удод всего лишь защищает собственное потомство. Но сила стереотипов оказывается такой, что этот заботливый родитель в осмыслении многих филистеров стал «грязным» животным. Тем более что скапливающийся около гнезда (как в прочем и в гнезде) помёт, создает вокруг него не очень приятный запах, который отталкивает от жилища удода непрошеных гостей в наиболее ответственный и важный период его жизни - время выращивания потомства.

Такие обонятельные реакции удода привели к поверью о том, что если птицу поймать руками, то после этого даже лошадь не даст взять себя под уздцы: воротит морду и старается отойти в сторону. Вероятно, именно поэтому правоверным иудеям запрещалось употреблять удода в пищу.

Существует достаточно богатая мифология, связанная с удодом: в эту птицу был превращён фракийский царь Терей после попытки убить своих жён. А у некоторых народов (например, у ингушей и чеченцев) долгое время удод символизировал богиню весны и плодородия, а если уж эта птица гнездится во дворе дома, то у кавказцев это считалось очень хорошей приметой.

Уводит от гнезда, притворившись раненым
Уводит от гнезда, притворившись раненым. Астраханская область.

К местам гнездовий удоды обычно прилетают парами, которые формируются ещё в период миграций (Костин, 1983). Удод моногамен, то есть долгое время сохраняет отношения с одним партнёром. Нередко между самцами происходят ожесточённые драки на границе участков разных пар. Такие бои очень напоминают петушиные. В брачный период птицы быстро худеют и заметно теряют в весе.

Гнездо удод может делать в любом укромном месте: в дупле, каменистой расщелине, под крышей глиняных построек, в углублении обрыва, заброшенном колодце, даже в норах ласточек или щурок (Щупова, 2012). Однажды известнейшему отечественному учёному-натуралисту Петру Симону Палласу (1741–1811 гг.) довелось увидеть гнездо удода в грудной клетке человеческого скелета. Одно и то же гнездо эти птицы используют несколько лет подряд (в Молдавии, например, официально зарегистрирован срок в 5 лет - Аверин, Ганя, 1970).

Стратегия распределения ролей в семье удода такова: самка насиживает яйца, а самец добывает ей пищу. Когда появляются птенцы, интенсивность забот у родителей заметно увеличивается. Они прилетают к гнезду с кормом до 40 раз в час (около 400 раз в сутки). В холодную погоду один из родителей обогревает собой птенцов, причём даже оперившихся. Если бомбардировка экскрементами при обороне гнезда не дает результата, самка ложится на землю, расправляет крылья, притворяется раненой и пытается увести неприятеля подальше от птенцов.

Но всё же, при достаточно необычном образе этой птицы, люди отдают должное её нарядному оперению и родительской самоотверженности. В израильском городе Петах-Тиква удоду поставили памятник. Его изображение есть на бумажных банкнотах Гамбии. Этот вид птиц стал национальным символом Израиля. А один из батальонов Армии обороны Израиля носит наименование «Духифат», что в переводе с иврита означает «удод».

Это ещё не все странности, связанные с этим видом птиц. Достаточно вспомнить его латинское название, прочтение которого невольно вызывает улыбку - Upupa epops. Дано оно удоду знаменитым шведским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707–1778 гг.) в 1758 году как звукоподражательное (удод издает похожие звуки).

Да недавнего времени у специалистов не стихали споры о родственных связях удодов. И действительно, трудно себе представить, к какой группе птиц он может быть близок. Согласно исследованиям ДНК, строению грудной кости и другим особенностям анатомии было установлено, что удоды являются ближайшими родственниками (кто бы мог себе это представить) тропическим птицам-носорогам.


Молодой удод на время вылез из гнезда, расположенного в пространстве под шиферной крышей дома, в ожидании родителей. Астраханская область.

Аверин Ю. В., Ганя И. М., 1970. Птицы Молдавии. Кишинёв, 240 с.
Конторщиков В. В., 2001. Встречи некоторых залётных и редких пролётных видов птиц в Московской и Рязанской областях. - Орнитология, вып. 29, с. 297–298.
Костин Ю. В., 1983. Птицы Крыма. М.: Наука, 240 с.
Ляйстер А. Ф., Соснин Г. В. 1942. Материалы по орнитофауне Армянской ССР (Ornis Armeniaca). Ереван, 402 с.
Панов Е. Н., 1973. Птицы южного Приморья (фауна, биология и поведение). Новосибирск: Наука, 376 с.
Шукуров Э. Д., 1986. Птицы еловых лесов Тянь-Шаня. Фрунзе, 155 с.
Шупова Т. В., 2012. Обитание удода (Upupa epops) в условиях антропических трансформаций ландшафтов. - Экосистемы, их оптимизация и охрана, вып. 7, с. 90–97.

Дунаев Е. А. Научный сотрудник Научно-исследовательского Зоологического музея МГУ