Сексология

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 5

Келли. Основы современной сексологии. Изд. Питер

Перевели с английского А. Голубев, К Исупова, С. Комаров, В, Мисник, С. Панков, С. Рысев, Е. Турутина

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 1

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 2

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 3

Развитие гендера и социальные подходы к нему. Часть 4

Феминизм

Притеснение женщин и неравенство между мужчинами и женщинами наблюдается как в промышленно развитых, так и в развивающихся странах. В рамках общественной системы, доминирующее положение в которой принадлежит мужчинам, женщины могут рассчитывать лишь на второстепенные роли. В целом женщинам принадлежит две трети всех рабочих мест; женщины выступают в качестве миротворцев, хотя часто с их мнением никто не считается; на плечи женщин ложится огромный груз ответственности за воспитание детей, и вместе с тем уровень образования большинства женщин уступает уровню образования мужчин. Женщины заботятся о здоровье близких людей и ухаживают за ними гораздо больше, чем все врачи мира вместе взятые. И наконец, женщины чаще подвергаются сексуальной эксплуатации (Wetzel, 1992). Многие женщины прекрасно понимают, что общество относится к ним предвзято, однако не стремятся исправить положение, поскольку в ходе воспитания их приучили мириться с существующими обстоятельствами. Нередко женщины изо всех сил стараются соответствовать тем правилам, которые мужчины придумали для мужчин. Феминистками называют тех женщин, которые отвергают существующие предрассудки и, не желая мириться с мужским превосходством, совместными усилиями борются за подлинное равенство между женщинами и мужчинами (McCormick, 1996b). Некоторые современные феминистки работают в тесном сотрудничестве с мужчинами. Например, такой позиции придерживается Национальная организация женщин (National Organisation of Women, NOW), В данном контексте слово «равенство» не подразумевает подобие между мужчинами и женщинами, а скорее имеет отношение к равным правам и возможностям. Другие группы феминисток стремятся к тому, чтобы половая принадлежность перестала играть столь важную роль в обществе, и высказывают сомнения в достоинствах традиционного института брака. Если женатые мужчины в целом представляются более здоровыми и счастливыми людьми, чем холостые, то о женщинах едва ли можно сказать то же самое.

Некоторые женщины не проявляют особой политической или общественной активности и остаются равнодушными к образу преуспевающей женщины, однако прекрасно осознают свои желания и способны их осуществить. В сексуальных отношениях они стремятся сохранить за собой свободу и право на самостоятельный выбор. По мнению ряда обозревателей, подобные женщины не являются феминистками, а лишь стараются найти оправдание своей неспособности выйти за рамки стереотипной женской роли. Иные же полагают, что феминистки хотят избавить человечество от разделения по жестким принципам и создать благоприятную обстановку для всех мужчин и женщин, вне зависимости от роли, которой человек отдает предпочтение (Реау, 1994).

Движение феминисток в Соединенных Штатах возникло не сегодня. На протяжении американской истории не раз поднималась волна общественного протеста. Впервые женщины открыто заявили о своих правах в 1848 году, когда Элизабет Кэди Стэнтон, Сьюзен Б. Энтони и несколько других активисток представили свою «Декларацию чувств» на съезде американских женщин в Сенека Фоллс, штат Нью-Йорк. В XIX веке движение за права женщин постепенно набирало обороты. Женщины сравнивали свое положение в обществе с рабством и были готовы бороться за свои права. В 20-е годы нашего столетия женщины добились права на участие в выборах. В 60-е годы активность женского движения несколько снизилась. Импульсом для развития современного феминизма явилась волна протеста, вызванная войной во Вьетнаме, и новые представления о проблеме неравенства в обществе, которые возникли благодаря расширению информационного пространства. Теперь понятия «освобождение женщин» и «сексизм» стали общеупотребительными. К сожалению, некоторые люди ошибочно считают феминисток озлобленными женщинами, которые ненавидят мужчин и во всем готовы усмотреть проявление сексизма. В действительности нет оснований сомневаться в том, что в нашем обществе существует дискриминация женщин, поэтому правозащитная деятельность феминисток вполне оправданна.

Согласно современной философии феминизма, женщины могут быть равноправными партнерами в сексуальных отношениях, равно как и в других сферах жизни. Доверяя стереотипам, мы привыкли к тому, что женщины должны проявлять меньший интерес к сексу и испытывать меньшее сексуальное возбуждение, чем мужчины. Исходя из этого предполагается, что инициатором сексуальной близости всегда выступает мужчина, обольститель, которому в конце концов отдается побежденная женщина. Феминистки расширили наши представления о женской сексуальности, поскольку продемонстрировали, что женщины тоже могут получать наслаждение от секса и выступать в качестве полноправных сексуальных партнеров. Теперь уже никто не сомневается в том, что женщины могут желать сексуальной близости во всех ее проявлениях, а отношение к женщинам, готовым сделать первый шаг к сексуальным отношениям, стало более терпимым. Женская сексуальность уже не ассоциируется с пассивностью. Напротив, считается, что женщины и мужчины могут в равной степени наслаждаться сексуальными отношениями и открыто обсуждать свои сексуальные предпочтения (McCormick, 1994).

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ. КЭЙТ, ИЛИ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГОДАРЯ ФЕМИНИЗМУ

В сочинении, написанном в период изучения женского вопроса, Кэйт не скрывала разочарования в связи с неоднозначным восприятием феминизма в обществе. Она писала: «Я не понимаю, почему феминизм превратился в бранное слово. Многие мои подруги в колледже, которые верят в те же феминистские принципы, что и я, считают нужным предварять свои заявления следующей фразой: "Не подумайте только, что я феминистка или вроде этого, но..." И далее начинают высказывать совершенно феминистские суждения. Они могут говорить о том, что женщины и мужчины должны получать одинаковое жалованье, иметь равные шансы на трудоустройство. Они могут настаивать на том, что отец должен ухаживать за своим ребенком не меньше, чем мать. Но при этом складывается впечатление, что они ощущают вину за свое убеждение в том, что отношение к людям не должно зависеть от их половой принадлежности.

Мне кажется, что некоторые реакционные группировки хорошо потрудились над тем, что бы нацепить на феминисток ярлык «феми-нацисток». Но среди знакомых мне феминисток нет ни одной женщины, которая ненавидела или презирала бы мужчин. Мы просто убеждены в том, что каждый человек, вне зависимости от его половой принадлежности может жить в соответствии со своими принципами. Если женщина желает быть домохозяйкой и растить детей, она имеет на это полное правo. Если женщина стремится сделать карьеру или предпочитает иной образ жизни, она должна быть уверена в том, что будет получать не меньшее жалованье, чем мужчина, и может рассчитывать на объективное отношение к себе со стороны коллег и начальства. Неужели эти требования могут показаться чрезмерными?

Все мы знаем, что на рабочем месте к женщинам относятся хуже, чем к мужчинам. Нам известно, что мужчинам предоставляют гораздо больше возможностей. Феминистки считают, что к женщинам нельзя относиться как к представительницам низшей расы, и не более того. Я надеюсь, что женщины, которые обучаются в этом колледже, поймут наконец, что им не в чем себя винить. Феминизм - это синоним справедливости, а не ругательство».

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ. РИКАРДО И ЕГО ОТНОШЕНИЕ К «ПОКУШЕНИЮ НА МУЖЧИН»

Во время дискуссии, которая последовала за лекцией, посвященной взаимоотношениям мужчин и женщин в студенческом городке, Рикардо высказал свое мнение о предвзятом, на его взгляд, отношении к мужчинам. «Если бы сейчас ситуация зеркально преобразилась, современным мужчинам не удалось бы выйти сухими из воды, как это делают женщины, учитывая их отношение к мужчинам. Меня задевает то, что мужчин без конца обвиняют е унижении женщин, между тем как сами женщины всегда выходят сухими из воды. Не буду скрывать, я не испытываю восторга, когда вижу футболку с надписью "Женщина без мужчины - все равно что седло без велосипеда". Я не хочу сказать, что женщина без мужчины - существо неполноценное. Однако большинство женщин смешит известие о том, что какая-нибудь развеселая дама отрезала пенис своего мужа, хотя речь идет об акте насилия. Может быть, она получила удовольствие от того, чго искалечила своего мужа. Но как бы то ни было, результат ее действий не более смешон, чем последствия насилия над женщинами».

Замечание Рикардо вызвало бурную реакцию у остальных участников дискуссии. Некоторые из присутствующих женщин заявили, что мужчины пожинают лишь то, что посеяли сами, и поэтому не должны жаловаться. Другие мужчины и женщины полагали, что Рикардо погорячился, и попытались превратить все сказанное в шутку. Иные, - в основном мужчины, - согласились с его мнением и заявили, что предвзятое отношение к мужчинам тоже набило им оскомину. Многие мужчины говорили о том, что лично они всегда относятся к женщинам уважительно и испытывают обиду от того, что женщины обвиняют всех мужчин без разбора.

Спор продолжался почти два часа и завершился компромиссом между всеми оппонентами. Рикардо покидал собрание с чувством удовлетворения от того, что, по крайней мере, решился открыто высказать свое мнение, и с надеждой на то, что хотя бы кто-то из присутствующих задумается над тем, о чем он говорил.

Мужское движение

Благодаря женскому движению люди смогли понять, что женщины в нашем обществе нередко становятся жертвами несправедливости и дискриминации. Вместе с тем под влиянием женского движения в поле зрения общества попали и проблемы, связанные со стереотипными представлениями о мужской роли. Оказалось, что мужчины тоже не могут выбраться из порочного круга предрассудков, согласно которым их непременными атрибутами являются сила, стойкость, неуязвимость и способность обеспечить семью, хотя в то же время они зависят от женщин, и в первую очередь от матери и возлюбленной. Женщины возмущаются в связи с тем, что окружающие воспринимают женщину как сексуальный объект. Между тем мужчины, со своей стороны, страдают от того, что близкие люди, и в частности женщины, нередко видят в них лишь источник материального благополучия и гарантию безопасности. Многие мужчины, изо всех сил стремящиеся обеспечить своих близких, ощущают бессмысленность и безнадежность своей жизни, которая ограничивается рутиной. На рабочем месте они не могут отделаться от страха и нервного напряжения, которые вызваны необходимостью постоянно добиваться новых успехов и продвигаться вверх по служебной лестнице. Наиболее обременительными для мужчин представляются следующие аспекты традиционного представления о мужской роли: 1) мужчина должен быть компетентным специалистом, способным обеспечить свою семью; 2) мужчина должен быть сдержанным и хладнокровным; 3) мужчина является инициатором сексуальной близости и сексуальным наставником женщины (Badinter, 1995;Levant, 1996).

В Северной Америке набирает силу мужское движение. По всей стране появляются мужские группы, разрабатываются специальные программы для мужчин, проживающих в студенческих городках (Braverman, O'Neil, & Owen, 1992). Мужчины получают возможность открыто выражать свои чувства, что прежде считалось делом, недостойным мужчины. Возможность открыто заявлять о своих индивидуальных потребностях, желаниях, предпочтениях и представлениях о гендерной роли высоко ценят мужчины любого возраста (Good & Wood, 1995).

Представители мощного и женского движений склонны винить друг друга в предвзятости. Мужчины начинают с большей настойчивостью отвергать обвинения в том, что они несут личную Ответственность за неравенство между лицами мужского и женского полов, и призывают своих оппонентов отказаться от столь тенденциозных представлений (Keen, 1993; Levant, 1996). Мужчины устали от роли «козлов отпущения», виновных в возникновении социальной системы, которую они часто не могут изменить и частью которой являются.

Мнение о том, что любой мужчина способен на сексуальное или иное насилие, представляется им очередным предрассудком, поскольку в действительности мужчины по большей части ведут себя вполне пристойно и проявляют заботу и уважение в отношениях с женщинами (Morrow, 1994). Некоторые мужчины даже стараются поменьше прикасаться к своим детям, опасаясь, что их могут обвинить в злом умысле (Rane & Draper, 1995). Многие мужчины вносят свой вклад в дело построения общества равных возможностей.

В настоящее время в обществе происходят серьезные изменения, и в связи с этим многие мужчины находятся в замешательстве. В этих непростых условиях мужчинам приходится учиться новому способу общения и отстаивать свое представление о роли мужчины в близких отношениях. То, что некогда напоминало войну между мужчинами и женщинами, превратилось ныне в новые отношения, проникнутые духом немыслимого прежде сотрудничества. Мужчины и женщины получили возможность более открыто обсуждать проблемы, связанные с половыми различиями, и совместными усилиями создавать новые формы равноправного партнерства. Специалисты прилагают все усилия для достижения окончательного примирения между мужчинами и женщинами. Можно предположить, что следующим этапом развития феминизма и мужского движения явится создание принципов взаимовыгодного общения и отношений (Herron, 1994).

Гендер в разных культурах

Гендерные роли являются составной частью любого общества. В них, как в зеркале, отражаются характерные для общества система ценностей и установки по отношению к мужчинам и женщинам. Часто гендерные представления оказывают влияние на поведение и взаимоотношения индивидов. Согласно этнографическим даяным о жизни в 93 слаборазвитых странах, гендерные роли, подразумевающие заботу о детях и право на распоряжение имуществом, тесно связаны там с уровнем доминирования мужчины в общественных отношениях. В тех обществах, где мужчины выполняют основные обязанности по воспитанию детей, а женщины распоряжаются имуществом, мужчины реже проявляют склонность к самоутверждению посредством самовосхваления, демонстрации силы или сексуальной активности. В подобных обществах не наблюдается существенных различий между мужчинами и женщинами, и жены редко находятся в подчинении у своих мужей. И напротив, там, где основные обязанности по воспитанию детей выполняют женщины, а мужчины распоряжаются имуществом, склонность мужчин к самоутверждению посредством демонстрации силы, вызывающего поведения и сексуальной активности возрастает. Доминирующее положение в таких обществах занимают мужчины.

Анализ научной литературы, посвященной гендерным представлениям, имеющим место в различных обществах, показывает, что гендерные роли во многом складываются под влиянием культурных традиций. В начале 80-х годов были опубликованы материалы исследования, входе которого проводился сравнительный анализ бытующих в различных культурах представлений о положительных профессиональных мужских качествах (Hofstede, 1980). Профессиональные мужские качества оценивались с помощью различных шкал, благодаря которым удалось определить «показатель маскулинности» для каждой из 40 стран, в которых проводилось это исследование. На основании этого показателя можно судить о степени одобрения, с которым лица мужского и женского пола в каждой из этих стран относятся к традиционным мужским качествам. Высокий показатель маскулинности характерен для Японии, Австрии, Венесуэлы, Италии и Швейцарии; низкий показатель маскулинности - для Швеции, Норвегии, Нидерландов, Дании и Финляндии. На основании сравнения этих сведений с научными данными об установках, убеждениях и социальных ролях исследователи сделали ряд любопытных выводов, касающихся высоко ценимых профессиональных качеств. В странах с низким показателем маскулинности работа играет менее важную роль в жизни людей, чем в странах с высоким показателем маскулинности, где работе уделяется гораздо больше внимания, чем семье, а профессиональные достижения воспринимаются как личные успехи, свидетельствующие о силе характера (Best &Williams,1993).

Согласно результатам исследований, представления о предпочтительных качествах потенциального супруга, распространенные в различных культурах, отличаются относительным единообразием. Перечисляя эти качества в порядке убывания значимости, можно назвать доброту, отзывчивость, внутреннюю привлекательность, хорошее здоровье и религиозность. Когда речь заходит об иных качествах, например о девственности, ведущую роль играют культурные традиции. В Восточной Европе и Южной Азии девственность потенциальной невесты имеет огромное значение в отличие от стран Северной Европы, где при выборе будущей жены этому вопросу не уделяют особого внимания (Williams & Best, 1990). Для многих культур характерны аналогичные представления о мужских и женских качествах. При анализе стереотипных гендерных представлений, бытующих в 25 странах, выяснилось, что мужчин, как правило, считают более активными, волевыми, агрессивными и властными, а женщин - пассивными, слабыми, склонными к самоуничижению и нуждающимися в заботе.

Краткий обзор общественных явлений, связанных с уровнем «показателя маскулинности» в разных странах

Страны с низким «показателем маскулинности»

Менеджеры проявляют меньшую заинтересованость в лидерстве, независимости и самореализации

Большее доверие решениям, принятым коллективно

Более слабая мотивация достижения

Достижения расцениваются с точки зрения человеческих отношений

Работе не отводится главное место в жизни людей

Люди предпочитают более короткий рабочий день в ущерб высокой оплате труда

Компании не вмешиваются в частную жизнь сотрудников

Общественные учреждения играют более значимую роль, чем корпорации

Ниже частота профессиональных стрессов

Менее скептическое отношение к факторам, ведущим к успеху

Менеджеры стремятся к идеальному обслуживанию клиентов

Незначительные различия или полное равенство между мужчинами и женщинами, выполняющими одинаковую работу

В книгах для детей не наблюдается тенденциозности в изображении мужчин и женщин

Страны с высоким «мужским показателем»

Менеджеры проявляют большую заинтересованность в лидерстве, независимости и самореализации

Большее доверие решениям, принятым единолично

Высокий уровень мотивации достижения

Достижения расцениваются с точки зрения общественного признаниям повышения благосостояния

Большая сосредоточенность на работе

Люди предпочитают более высокую оплату труда в ущерб свободному времени

Компании вмешиваются в частную жизнь сотрудников

Корпорации играют важную роль в обществе

Выше частота профессиональных стрессов

Скептическое отношение к факторам, ведущим к успеху

Менеджеров меньше привлекает роль, связанная с обслуживанием клиентов

Значительные различия в отношении к мужчинам и женщинам, выполняющим одинаковую работу

В книгах для детей наблюдается тенденциозность в изображении мужчин и женщин

Источник: G. Hofstede, Culture's Consequences: International Differences in Work-Related Values, p. 228-229. Copyright 1980 by Sage Publications. Печатается с разрешения Sage Publications, Inc.

Пожалуй, одним из немногих сообществ, основанных на равноправии мужчин и женщин, является население небольшого острова неподалеку от Папуа и Новой Гвинеи. Согласно результатам исследования 2300 обитателей острова Судест, местные женщины и мужчины в равной степени обладают правом на участие в ритуальных церемониях и на распоряжение имуществом, а также правом голоса при обсуждении серьезных вопросов. Женщины пользуются такой же сексуальной свободой, как и мужчины, раз в год, а забота о детях не является исключительной обязанностью женщин. Отсутствие в языке островитян местоимений мужского и женского родов, типичных для многих других языков, свидетельствует о более нейтральном в половом отношении мировосприятии. Родословная здесь ведется по материнской линии. По мнению некоторых исследователей, остров Судест, именуемый местными жителями «землей матери», может служить прообразом культуры, основанной на равенстве полов (Lepowsky, 1994)

КРОССКУЛЬТУРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Когда в город, известный под названием Бассам, возвращаются сыновья и дочери, жизнь возрождается и покрытые морщинами старцы, которые никогда не покидают родных мест, завороженные ритмом, спешат присоединиться к танцующим в лучах заката.

Для людей племени нзима, проживающих в этой местности, праздник примирения и искренности, именуемый Абисса, - самое важное событие в жизни.

Начало праздника обставлено весьма торжественно. Воскресным вечером, который нередко назначается местным вождем всего лишь за неделю до начала торжеств, члены одной из так назывемых семи семей племени нзима извлекают из потайного места продолговатые и полые священные барабаны и собираются на окраине песчаной улицы среди руин.

По всей округе разносится монотонный ритм барабанов, появляется ликующая толпа, приближается процессия танцующих людей. Склоненные танцоры, словно отвешивая легкие поклоны земле, притопывают в ритм своим движениям, направляясь к хижине вождя, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение. Затем все участники поминают своих предков бурными возлияниями, и праздник начинается.

Следующие два часа, пока землю не окутает тьма или пока не кончится домашний пальмовый джин, на песчаных улицах Бассама под аккомпанемент группы барабанщиков, которые то замедляют удары, то разражаются неистовым ритмом, в одном круге пляшет стар и млад.

«Мы не готовимся к празднику Абисса и никогда заранее не знаем, каков будет танец, - говорит Марсель Эзуока Ака, вождь племени нзима. - Во время церемонии мы следуем традиции лишь в самом начале, поскольку затем энтузиазм людей берет верх над традицией».

В толпе танцоров, сбившихся в круг, можно увидеть молодых людей с разрисованными каолином лицами и молодых женщин, которые подчеркивают свою красоту искусно выведенными узорами или белыми линиями вокруг глаз. Однако стоит приглядеться попристальнее, и различаешь в мелькании рук и ног нечто необычайное.

Полногрудая женщина в пышном облачении, которая веселится больше других, оказывается мужчиной, а двое крайне серьезных с виду мужчин в костюмах и галстуках - женщинами.

На время праздника хотя бы на одну неделю исчезают все табу, и среди участников Абиссы можно лицезреть множество трансвеститов, щеголяющих своими нарядами. На этом празднике замужние женщины и мужчины могут не скрывать свои внебрачные связи, которые строго запрещены в обычное время, а обиженные и желающие покаяться раскрывают свою душу перед всем народом.

В круг танцующих пускают лишь того, кто готов подавить свою ревность, или того, кто пострадал от руки обидчика. И если к концу праздничной недели не все удается забыть, то, по правилам Абиссы, простить нужно все.

«Многие люди считают, что Африка - это дикое место, но мы просто по-своему снимаем напряжение», - сказал Реймонд Акпанги, рыбак из Абиджана, который, скинув приличный костюм, пустился в пляс с голыми ногами, облаченный в наряд кричащей расцветки.

Хотя Абисса и впрямь является самым экстравагантным праздником Берега Слоновой Кости, живое дыхание этой церемонии олицетворяет родину. Для многих местных жителей, которые вопреки наступающим городам и экспансии западного образа жизни берегут в своей душе частичку традиционных ценностей, ибо только на них и можно положиться в этом быстро меняющемся и неустойчивом мире.

Источник: H.W. French, In One Unbridled Week, a Town's Moment of Truth New York Times, November 3,1995.

Психологическая и психиатрическая помощь с учетом гендерных различий

Гендерные представления являются одним из главных принципов организации нашего общества и межличностных отношений. Многие правила и обычаи, характерные для той или иной культуры, связаны с гендерными представлениями. Стрессы и проблемы, с которыми сталкиваются мужчины и женщины в повседневной жизни, часто являются реакцией на требования, которые предъявляют людям общество и культура. Исследователи обнаружили, что для каждого пола характерны определенные нарушения поведения и психологические проблемы. Например, мужчины чаще страдают от алкоголизма и наркотической зависимости, проявляют большую склонность к антисоциальному поведению и самоубийствам, между тем как характерными женскими психологическими расстройствами являются фобии, тревожные состояния, злоупотребление медикаментами, расстройства пищевого поведения и депрессии. На самом деле женщины страдают депрессиями более чем в два раза чаще, чем мужчины.

В связи с тем что мужчины и женщины по-разному реагируют на психологические стрессы, некоторые специалисты полагают, что психологическая и психиатрическая помощь должна осуществляться с учетом гендерных различий. Иногда такой подход именуют феминистской терапией (Реау, 1994). Консультанты и терапевты, учитывающие гендерные различия при оказании помощи пациентам, придерживаются следующих принципов (Good, Gilbert, & Scher, 1990).

1. При оказании психологической и психиатрической помощи следует самым серьезным образом учитывать гендерную принадлежность пациента, поскольку она играет важную роль в жизни каждого человека.

2. Личные проблемы пациента следует рассматривать в социальном и политическом контексте.

3. Терапевт должен принимать активное участие в искоренении половых предрассудков и помогать в этом пациенту.

4. Отношения между терапевтом и пациентом не должны строиться по патриархальным принципам, подразумевающим главенство терапевта, оказывающего помощь пациенту, а должны представлять собой сотрудничество равноправных партнеров в рамках которого пациент волен принимать оптимальные, с его точки зрения,; решения и открыто высказывать свое мнение.

5. Каждый человек имеет право выбирать предпочтительные для него установки, чувства и манеру поведения вопреки гендерным представлениям, которые ему навязывают.

Терапевты, практикующие подобный подход, вне зависимости от своей половой принадлежности, могут оказывать помощь и мужчинам и женщинам. Однако, судя по некоторым сведениям, динамика терапевтического процесса зависит от половой принадлежности терапевта и пациента. Так, готовность пациента делиться с терапевтом сведениями интимного характера зависит от половой принадлежности терапевта и пациента (Snell, Hampton, &McManus, 1992). Однако подобные предпочтения пациентов весьма индивидуальны и скорее всего не отличаются постоянством. По некоторым данным, консультанты мужского пола не склонны одобрять традиционные мужские роли (Thoreson, Shaughnessy, Cook, & Moore, 1993). Обращение за помощью к терапевту или консультанту, учитывающему в своей работе гендерные различия, не является залогом успеха, однако нельзя не приветствовать то, что мужчины и женщины получили возможность брать консультацию у специалиста, который считает гендерные представления существенным элементом личности и процесса консультации.