Теории

Текст из раздела Теории.
Здесь не утверждаются истины.
Теории - это приглашение к размышлению.

Часть пятая. Миграционная политика

Часть первая. Чужие.

Варианты миграционной политики.

Подходы к мигрантам в разных странах различаются. Где-то опасаются носителей иных культур, религий и менталитетов, а где-то, например, в США, Канаде, Австралии от этого получают дополнительную пользу.

В некоторых странах нет каких-либо обязательств по найму граждан этих стран на работу в бизнес иммигранта. Эти страны не лезут в бизнес и так выгодного, с точки зрения экономики, иммигранта. Работников не навязывают законы Чехии, Словении, Польши, Германии. А законы Болгарии и Литвы и некоторых балканских стран – навязывают. Пользы экономике это не приносит, однако депутаты «позаботились» о рабочих местах для избирателей. На бумаге, в законе, эти места появились. В реальности – нет, так как бизнес-мигрант просто выбрал другую страну для открытия бизнеса.

В некоторых странах, например во Франции, обязательный найм работников законодатель вводит для «защиты» небольших местных бизнесов. С целью, чтобы иммигранты создавали только большие бизнесы, чтобы уменьшить конкурентное давление на местный малый бизнес. Правда при этом сразу снижается эффективность для экономики этих «охраняемых» бизнесов, уменьшается возможность и привлекательность для инвестиций, ибо конкуренция искусственно сдерживается.

Согласно Милтону Фридману, подобные ограничения можно рассматривать как дискриминацию, наносящую вред не столько иммигрантам, иммигранты найдут иную нишу или страну, сколько экономике страны. Ведь если по сложившемуся статус-кво некая услуга оказывается в другом городе, например, ремонт обуви, то иммигранту, который обязан нанять работников, невыгодно открывать сервис ремонта обуви в маленьком городке. Кто от этого пострадает? Иммигрант уедет в другую страну, а без ремонта обуви останутся как раз жители города в той стране, где закон дискриминирует иммигранта, обязывая его выполнять большее количество требований и платить большие деньги в бюджет, чем жители этой страны. Неважно, какие это дополнительные условия. Будь то обязательное количество работников, обязательный наем местно жителя директором, обязательные требования по зарплатам, превышающие требования по зарплатам для местных бизнесов. Все это, любые дополнительные требования наносят урон экономике именно принимающей страны. Иммигрант куда более мобилен, чем государство.

Кроме вышеперечисленных условий и цен на товар «проживание», стоит упомянуть еще «проживание за недвижимость». Это правило существует, на 2017 год, в Черногории и Сербии, где для получения вида на жительство достаточно купить квартиру или дачу что является весьма мягким с точки зрения финансов, требованием для получения права на проживание. Цена покупки находится в пределах тысяч или десятков тысяч евро.

Есть страны, где аналогичная услуга значительно дороже. В Латвии, например, для получения права проживания необходимо купить недвижимость на 250 тыс евро, в Испании – на 500 тыс. При этом нужно понимать что в случае с Испанией, а тем более с Латвией подобные условия весьма лукавы, ибо купить недвижимость за эти деньги, конечно можно. Вот только продать ее за эти же деньги нельзя будет никогда, ибо спрос на недвижимость, например в Латвии весьма невысок. Нечто похожее сейчас начинает происходить в Черногории, но там пока хотя бы нет нижней границы стоимости недвижимости, что уменьшает риски инвестора.

Таким образом, в разных странах-магазинах есть разные по качеству и цене товары категории «постоянное проживание». Задача законодателей сделать условия своей страны-магазина наиболее конкурентоспособными. Если, конечно, их интересует экономическое процветание государства.

Власти Грузии в этом отношении стоят на наиболее либеральной позиции. Для граждан России, а так же для граждан некоторых других стран, правила постоянного проживания в Грузии максимально мягкие - там можно жить без каких либо условий 365 дней, т.е. год. Затем выехать на пару дней или часов в соседнюю страну, вернуться и жить еще год. Просто жить, как турист, или открыть какой-то бизнес. Государство в это не вмешивается. Не «трясется» над своей сакральностью и не дискриминирует иммигрантов ни в проживании, ни в бизнесе. И это не смотря на военный конфликт 2008 года и другие разногласия между Россией и Грузией.

Почему-то, в отличие от политиков стран, находящихся в куда более безопасных условиях, грузинские власти сумели отделить понятие иммигранта из России от понятия «российские власти».

Возможно, власти Грузии, в отличии, например, от европейских коллег понимают, что иммиграционная политика – одна из возможностей для страны:

  • Увеличить ВВП за счет увеличения количества жителей и внутреннего спроса.

  • Получить дополнительную экспортную составляющую – мигранты привозят в страну деньги, которых раньше в стране не было.

  • Бесплатно получить дополнительный интеллектуальный потенциал.

  • За счет увеличения внутреннего спроса, увеличить количество налогов, т.е. увеличить доходы бюджета.

  • Увеличить капитализацию банковского сектора за счет вкладов мигрантов.

  • Оживить рынок продажи и строительства жилья, рынки потребительских товаров.

  • Создать совершенно новые рынки, товары, технологии, дав, таким образом, экономике новые преимущества, рынки, профессии, предсказать появление которых не может ни одно министерство экономики или трудовая биржа.

Зачем иммигранты нужны, что они могут дать той или иной стране?

Необходимо понимать, что любой иммигрант создает дополнительный доход бюджету.

Каждый иммигрант привозит с собой деньги и на них покупает хлеб, молоко, мясо, фрукты и т.д. каждый день. С этих покупок магазин перечисляет налоги в бюджет и получает сам дополнительную прибыль, которую может инвестировать.

Перечисляет налог в бюджет магазин, но создает этот налог покупатель. Если покупатель молоко не купит, магазин налог в бюджет не перечислит. Булочная не наймет (или уволит) пекаря, хозяин заработает меньше и не сделает инвестиции.

Каждый иммигрант совершает множество мелких покупок. Кроме этого иммигранты тратят деньги на подарки к праздникам, игрушки для своих детей, телефоны, компьютеры, холодильники (ведь они не привозят их с собой). Тратят на машину, автосервис, квартиру и ее ремонт, мебель, платят за отопление, газ, электричество и т.д.

Поэтому деньги, привезенные с собой иммигрантом, - это дополнительная «экспортная» строка поступлений в экономику и бюджет. И эти деньги могут превратиться в увеличение зарплат учителям и полицейским, строительство дорог, детских садов и т.д.

Иммигранты привозят свои капиталы и кладут их в местные, национальные банки, тем самым увеличивая устойчивость и капитализацию банковской системы.

Иммигранты покупают недвижимость, мебель, технику, одежду, продукты, оплачивают коммунальные услуги и тем самым стимулируют спрос, помогают местным бизнесам.

Может быть, иммигранты покупают меньше коренных жителей? Может быть, они привезли сюда свою мебель и прочее? Конечно, нет. Все это покупается на месте.

Может быть, у иммигрантов есть в новой стране огороды и сады, и они едят свою картошку и яблоки, не тратя деньги в магазинах? Разумеется, нет. Т.о. затраты иммигрантов и их вклад в экономику в денежном эквиваленте в течение нескольких лет выше, чем у обычного жителя.

Покупка и продажа.

Если максимально упростить схему, то взаимоотношения иммигранта и нового государства можно представить как взаимоотношения покупателя (иммигранта) и продавца (государства).

В мире существуют миллионы людей, которые готовы иммигрировать из своей страны. Это потенциальные покупатели. И несколько сотен государств (магазинов), которые готовы продать покупателю товар - право проживания на своей территории.

Таким образом, схема весьма проста. Есть товар разного качества и разной стоимости, но относящийся к одной и той же товарной группе (как автомобили, например, или квартиры) - праву проживания. Есть покупатели с разным кошельком и разными предпочтениями.

  • Есть магазины, о которых известно, что там могут обмануть, обхитрить, обвесить, подсунуть просроченный товар. Это страны, где миграционное законодательство меняется часто и всегда в невыгодную для покупателя сторону. (Болгария, Литва для бизнес-мигрантов, Латвия для инвесторов.)

  • Есть страны, где часть товара раздают очень дешево, но не всем (грин-карта США).

  • Есть страны, продающие очень дорогой товар (Мальта, страны Карибского бассейна).

  • Есть страны, продающие дешевый и качественный товар (Грузия, некоторые страны Азии).

  • Есть страны продающие товар сравнительно одинаковой стоимости и сравнительно одинакового качества (Испания, Греция, Франция).

  • Есть страны продающие товар не очень высокого качества при довольно высокой стоимости (Болгария, исключая т.н. пенсионную миграцию).

  • Есть страны, которые пускают к себе только особых покупателей (Чехия, Австралия, Эстония).

  • Есть страны постоянно стремящиеся расширить ассортимент товаров (Германия, Канада).

Таким образом, у покупателя довольно большой выбор, куда нести свои кровно заработанные деньги. И между странами возникает довольно жесткая конкуренция.

Именно поэтому дополнительные обременения оборачиваются не столько против иммигранта, сколько против экономики страны, ибо иммигрант просто уходит в другой магазин.

Именно поэтому вмешательство государства, например, в бизнес иммигранта равносильно исключению данной категории иммигрантов из экономики.

Вернемся к рассмотрению этого вопроса на примере требования обязательного найма местных работников. Почему они противоестественны самому принципу бизнеса? Любого бизнеса.

Бизнес-мигрант рассчитывает, прежде всего, на свою голову, руки, навыки, на привезенные средства, а не на то, что он быстро сориентируется на рынке труда, найдет бизнес-нишу и хороших сотрудников.

Если бизнесу нужен работник или работники, то владелец сам найдет и наймет их.

В тоже время, если для работников нет объема работы, то их найм будет противоречить всем законам экономики, да и просто здравому смыслу. Это будет вынуждать бизнес или «хитрить», или закрываться и покидать страну. Или не приезжать вовсе, предпочтя иной «магазин».

Таким образом, требования обязательного найма не решают проблему реальной безработицы и «черного» рынка труда, а также и налоговых отчислений, которыми аргументируют законодатели свою экономическую неграмотность и законотворческую инициативу.

Это не останавливает криминал, терроризм или диверсионную деятельность. Есть масса способов легально или нелегально оказаться в стране и нанести ей вред, не имея права проживания. И этими вопросами должны заниматься полиция и спецслужбы, а не законодатели, мешая бизнесу и экономике.

Основа безопасности страны – сильная экономика, а не количество заборов, запретов и шлагбаумов. Деньги иммигрантов укрепляют экономику.

Каждый иммигрант – это микро-инвестор. Один иммигрант создает инвестиции на десятки-сотни тысяч евро. Но несколько тысяч иммигрантов – это многомиллионные инвестиции.

Впрочем, не только иммигрантские деньги важны для новой страны. Энергия, знания, опыт мигрантов порой приносят гораздо больше пользы, чем ввезенные ими капиталы.

Вот лишь несколько примеров того, что дали иммигранты миру, после переезда в новую страну.

  • Игорь Сикорский – квалифицированный специалист, приехавший в США после октябрьской катастрофы 1917 года из Российской Империи. Деньги на создание фирмы (стартапа) занял у Сергея Рахманинова, тоже иммигранта, тоже из России, пианиста и композитора, т.е. на современном языке - фрилансера. Сикорский фактически создал вертолетную промышленность в США.

  • Сергей Брин – покинул СССР будучи ребенком в 1979г. Создал компанию Google.

  • Ян Кум. Уехал из Украины в США в 16 лет. Создал WhatsApp.

  • Владимир Зворыкин – покинул Россию после 1917 года. Создал электронно-лучевую трубку, что позволило сделать первый телевизор. Это привело к возникновению новых групп товаров (телевизоров, мониторов), новых профессий, новой отрасли промышленности - телевидения.

  • Максим Факторов уехал из СССР в 1930 году. Создал в США фирму «Max Factor» (женская косметика).

  • Братья Вороновы - основатели кинокомпании «Warner Brothers» - беженцы в США из Белоруссии.

  • Натан Шварц - приехал в США из Одессы, где родился в семье бедных сапожников в 1902 году. В 1965 году им была придумана новая уникальная технология производства обуви. В результате, выпускаемая им обувь марки Timberland стала водонепроницаемой.

  • Ральф Лорен - создатель марки Polo Ralph Lauren - сын советского эмигранта, из Белоруссии.

  • Стив Возняк. Ближайший соратник Джобса, соучредитель фирмы Apple, сын эмигрантов из СССР. В одиночку создал первые компьютеры Apple.

  • Лазарь Меир и Шмуэль Голдфиш создали киностудию «Metro Goldwyn Mayer» В США Лазарь Меир, родившийся в Минске, сменил имя на Луис Барт Мейер, а Шмуэль Голдфиш, родившийся в Польше, стал носить имя Сэмюель Голдвин.

  • Александр Понятов, создатель видеомагнитофона, родился в 1892 году в Казанской губернии Российской Империи. В конце 1920-х годов эмигрировал в США. В 1956 году его компания Ampex выпустила на рынок первый коммерческий видеомагнитофон. Так иммигрант создал новый класс товаров и новую отрасль промышленности.

  • Павел Дуров - покинул Россию в 2014 году. Создал мессенджер Telegram.

  • Джордж Сорос - эмигрировал из советской Венгрии в США в возрасте 17-ти лет. Сделал успешную карьеру финансиста, организовал благотворительный фонд "Открытое общество". Этот фонд по состоянию на конец 2017 года является крупнейшим в США, уступая лишь фонду четы Гейтс. Фонд финансирует образовательные и научные программы, поддерживает библиотеки в 25 странах мира. Более 1 млрд. долларов фонд Сороса потратил на поддержку ученых в России и на создание 33-х университетских Интернет-центров.

В современных терминах, почти все бизнесы, перечисленные выше, – стартапы. Практически все, кроме Дурова на момент иммиграции владели минимальным капиталом и рассчитывали только на свою голову и руки.

И все эти бизнесы были совершенно новые. Никто из этих людей не смог бы получить «голубую карту» - приехать в страну как «специалист» по запросу трудовой биржи. Не смогли бы доказать «финансовую независимость», купить дорогую недвижимость или сделать большие инвестиции, не смогли бы соответствовать требованиям к бизнес-мигрантам. Они не нанимались к кому-то, а самостоятельно развивали свои проекты. Важность и пользу от их проектов не могло предвидеть ни одно государственное ведомство.

Невозможно было предсказать появление телевизора, вертолета, видеомагнитофона, Google и многого другого, перечисленного выше, в том числе и новых профессий, которые родились уже благодаря этим проектам.

Почти все эти люди не были «звездами», не имели больших средств на момент эмиграции или в начале проекта. И все стали «звездами», благодаря труду, знаниям, талантам и тому, что государство было отделено от бизнеса, не вмешивалось во внутренние процессы компаний, не навязывало работников или иные правила игры, противоречащие логике бизнеса. А просто разрешило приехать и жить.

Важно понимать, что уезжают всегда самые смелые, энергичные, умные. Уезжают те, у кого есть цель и очень серьезная мотивация «бросить все» и уехать.

Именно энергия, знания и навыки эмигрантов нужны экономике.

Та страна, которая сможет собрать у себя энергию и мозги иммигрантов, получит хорошие дивиденды.

Иммигранты это что-то вроде приправы к салату. Без них тоже съедобно, но с ними вкуснее.

Продолжение. Часть шестая.

Андрей Соколов. Из книги «Экономика и права человека»

Книгу «Экономика и права человека». можно скачать бесплатно в PDF, в FB2 или в EPUB.

Вы можете связаться с автором статьи, используя нашу редакционную почту
(см. раздел Контакты внизу главной страницы).